Петр Петрович Вирилин – хозяин обойной фабрики. Вся жизнь в его доме отлажена по заводскому свистку. Ему за пятьдесят, и он до сих пор не женат. Компаньон его, Афанасий Иванович Мотылев, человек семейный, у него взрослая дочь. Здравый расчет подсказывает, что им не худо бы породниться в интересах дела. У Вирилина есть племянник, Павел Васильевич, юноша, как раз ровесник Варваре Мотылевой. Вот и пара. Несостоявшийся художник, он занимается тем, что придумывает рисунки для обоев на фабрике у дядюшки. Но тут…
Тут появляется Ольга Михайловна Кудрышева, дочь мелкого чиновника в отставке. Она пришла к Вирилину-старшему наниматься на работу. Тому как раз нужен бухгалтер. Ну, молоденькая девушка, да еще в конторе будет сидеть за бумагами. Какая нелепость! Петр Петрович отказывается («призвание женщины совсем не конторская работа, а брак»), а соискательница настаивает…- Мужчин на целый миллион меньше, чем женщин, – излагает свои расчеты Ольга (сразу видно, бухгалтер), – прибавьте к этому, что множество мужчин не решаются жениться за неимением средств содержать жену… Наконец, что есть и такие дрянные эгоисты, которые предпочитают оставаться холостяками, чтобы не беспокоить себя… Не правда ли? Ведь есть и такие дрянные эгоисты?- Да, да… разумеется, есть, – соглашается про себя Вирилин, лишь бы отделаться. – Упреки со всех сторон.- Итак, извольте видеть: комплект мужчин, желающих жениться, далеко не отвечает количеству девиц, желающих выйти замуж, а потому поневоле множество женщин остаются сверх комплекта.Ольга мыслит бухгалтерскими терминами:- Это те несчастные девушки, для которых на балу никогда не хватает кавалеров, а в жизни они напрасно мечтают о том, чтобы пристроиться… И таких сверх комплекта на один миллион… Вот и приходится самой пробиваться в жизни, что я и пытаюсь сделать, обращаясь к вам.И она добивается своего. Но, как мы помним, у Петра Петровича Вирилина есть племянник…Таков в общих чертах сюжет комедии забытого драматурга Аркадия Федоровича Крюковского «Сверх комплекта». В 1896 году пьеса была опубликована в журнале «Артист», короткое время ее играли в Петербурге, а затем забыли. Снова открыли ее для зрителя Московский государственный историко-этнографический театр и режиссер Михаил Мизюков. Премьера состоялась в конце только что ушедшего года.Пьеса «Сверх комплекта» лежит в русле традиций Александра Островского. Герои – деловые люди, действие разворачивается в предпринимательской среде, особенно заострена семейная нота, тема положения женщины. Вместе с тем это изящная и легкая комедия, почти водевиль. Интрига построена на вечных поисках счастья и любви. Герои, ищущие себе пару, обольщаются, колеблются, сомневаются, наступают и отрекаются от уже достигнутого, мечутся… Брак по любви или по расчету, с параграфами и контрактами – что лучше? Старик Вирилин не лишен благородства, отказывается от женитьбы, узнав, что его избранница нравится юному племяннику, а тот рвется уехать, лишь бы разрушить семейное счастье дядюшки. Но будет ли счастье в таком браке? И это еще не все вопросы, которые ставят пьеса и ее герои, смешные, трогательные, порой нелепые. «Перед нами предстает вечная притча о человеческих обольщениях, заблуждениях и прихотях любви. С неизбежным столкновением материального расчета и живого чувства. И отнюдь не все в итоге окажутся счастливы и обретут себе пару…» Так говорит театральная аннотация спектакля.«Все искусство любви сводится, мне кажется, к тому, чтобы говорить именно то, что подсказывает степень опьянения данной минуты, то есть, выражаясь другими словами, слушаться своей души. Не нужно думать, что это так уж легко; у человека, любящего по-настоящему, пропадает способность речи, когда его подруга говорит ему что-нибудь делающее его счастливым», – писал Стендаль. Мне вспоминается его трактат «О любви», написанный без малого двести лет назад. Любовь не стареет. Шуточная пьеса наводит на серьезные вопросы.Отдельные главы у Стендаля посвящены женской гордости, женскому мужеству, ревности и дружеским признаниям, мести, любви, основанной на ссорах (да, есть и такая). Он считает, что женщина, вышедшая замуж не по любви (а похожая коллизия разворачивается и у Крюковского), обязательно изменит. Уж откуда у Стендаля такой опыт, не знаю. Он определил четыре вида любви: любовь-страсть, любовь-влечение, физическая любовь, любовь-тщеславие. Подробнее лучше, конечно, прочесть у него самого, чем в пересказе. Он писал о том, как любят французы, итальянцы, англичане, испанцы, но, что такое любовь по-русски, обошел стороной.И, значит, остается театр, который покажет нам это на сцене!
Комментарии