Цели: ознакомить детей с музыкальным творчеством великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена, используя различные виды музыкальной деятельности, развивать музыкальные способности учеников.
Задачи:1. Воспитание музыкального, эстетического вкуса.2. Приобретение системы опорных знаний и умений.3. Развитие музыкальных и творческих способностей.4. Приобщение к классической музыке.Оборудование: фортепиано, тексты песен, плакаты с портретами композиторов, тематические карточки для коллективного творчества, магнитофон, компьютер, проектор, записи музыкальных фрагментов на дисках, мультимедийная презентация.Материал урока-беседы рассчитан на участие всех учеников одного класса. Каждый ребенок учит наизусть небольшой отрывок текста, не зная, о чем будут рассказывать другие ребята. Полная картина жизни великого композитора вырисовывается в процессе мероприятия. Песни необходимо выучить с детьми на уроках музыки заранее. Сценический этюд также следует отрепетировать с участниками заблаговременно.Ход урока-беседыМузыкальный материал: Л.Бетховен, симфония №5.Ученик 1: Музыку, которая звучит, написал великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. Это начало его пятой симфонии. Ее идею Бетховен выразил словами: «Борьба с судьбой». Создавая это произведение, композитор хотел рассказать своим слушателям о том, что судьба может быть жестокой, но человек никогда не должен падать духом!Ученик 2: Сегодня мы побеседуем о жизни этого гениального музыканта. Родился Людвиг ван Бетховен 16 декабря 1770 года в Австрии, в городе Бонне. Предки композитора имели крестьянское происхождение, и они наделили музыканта гордым и независимым характером.Ученик 3: Как вы думаете, почему к имени и фамилии Бетховена прибавляется приставка «ван»? Она обозначает, что предки Бетховена были родом из Голландии. До сих пор в этой стране встречается много семей с фамилией Бетховен. А вот сама фамилия Бетховен в переводе с немецкого языка означает «грядка с красной свеклой». Ученик 4: Первым музыкантом в семье Бетховена был его дед, которого звали так же, как и знаменитого внука, – Людвиг. Иоганн, отец композитора, был тоже музыкально одарен, но не смог добиться больших успехов в профессии, так как был кутилой. Ученик 5: Маленький Людвиг был очень озорным и подвижным ребенком. Он постоянно попадал в истории, и мама, наказывая сына, закрывала его в комнате с клавесином. Спустя некоторое время оттуда раздавались мелодичные звуки. Людвиг пытался играть, подражая своему дедушке, – двумя руками одновременно. Однажды это услышал отец мальчика. Музыкальный материал: В.Моцарт, симфония №40.Ученик 6: Отец Бетховена обнаружил у Людвига абсолютный слух. А тогда в Европе гремела музыкальная слава чудо-ребенка Вольфганга Амадея Моцарта. И Иоганн Бетховен захотел сделать из сына второго Моцарта, чтобы Людвиг мог давать концерты и зарабатывать с помощью своего таланта деньги. И начались постоянные занятия музыкой. А попытки Людвига сочинять музыку Иоганн Бетховен совершенно не приветствовал – он даже категорически запрещал это делать сыну.Сценический этюд «Маленький Бетховен».Мама: Как же тяжело живется всей нашей семье! Я так страдаю из-за того, что мой муж жестоко обращается с детьми. У меня их трое – и все сыновья! Только представьте: он мучает бесконечными занятиями старшего Людвига, заставляет играть на скрипке и клавесине. Он так жесток! Возвращаясь домой после веселья с друзьями поздно вечером, он поднимает сына из постели и заставляет играть до утра. А если ребенок сделает ошибку, сразу следует удар линейкой по пальцам. Брат Карл: Мне так жалко нашего старшего брата Людвига! Я вижу, как он талантлив! Он может без устали играть на клавесине. Инструмент и мой брат, наверное, разговаривают на неведомом никому волшебном языке.Музыкальный материал: Л.Бетховен, «Патетическая соната».Брат Иоганн: Я часто прислушиваюсь к завораживающим звукам. Они льются прямо из-под его пальцев. Звуки похожи то на голос плачущего ребенка, то на шумный веселый смех. Бетховен: Мама, я сочинил новый марш. Братьям понравилась моя новая музыка. Я играл на клавесине, а они маршировали под нее.Брат Карл: Представляете, Людвиг даже сочинил марш для еды.Мама: Когда мы садимся ужинать, мальчики дружно напевают этот марш и помогают мне под эту мелодию накрывать на стол. Бетховен: Теперь я сочинил спальный марш. Вечером, перед сном, мы с братьями будем его петь.Музыкальный материал: Л.Бетховен, «Турецкий марш».Ученик 7: Пришло время, когда Иоганн Бетховен решил, что Людвиг готов к выступлениям перед публикой. Он договорился о его первом концерте, когда мальчику было семь лет. В афишах отец велел написать, что ребенку всего шесть лет. Так он хотел заманить жаждущих чудес слушателей на выступление талантливого малыша. 26 марта 1778 года состоялся первый концерт Людвига ван Бетховена!Ученик 8: Людвигу очень нравилось звучание органа в храме. Тогда отец принял решение нанять педагога для занятий на этом инструменте. Теперь помимо занятий на скрипке и клавесине Людвиг ежедневно ходил в церковь. Там он играл на органе на утренней церковной службе.Ученик 9: В это же время в родной город Бетховена Бонн приехал музыкант и композитор по фамилии Нефе, который сразу заметил одаренность юного Бетховена. Он стал его учителем – обучал Людвига игре на органе и композиции. Нефе ознакомил мальчика с музыкой Генделя, Гайдна и Баха. Благодаря Нефе было издано первое сочинение Бетховена – «Вариации на тему марша Дресслера». Людвигу в то время было всего двенадцать лет!Ученик 10: Пройдет много лет, и Людвиг в своем письме поблагодарит Нефе за те мудрые советы, которые помогли молодому композитору в изучении музыки – «божественного искусства». А Нефе очень скромно ответит ему: «Учителем Людвига Бетховена был сам Людвиг Бетховен». Музыкальный материал: И.Бах, «Токката и фуга ре минор».Ученик 11: В двенадцать лет Людвигу пришлось бросить школу и устроиться на работу – помощником придворного органиста в капелле, а также в театр. И вскоре Людвиг ван Бетховен стал известным и уважаемым в городе Бонне музыкантом.Ученик 12: По приказу архиепископа Людвигу ван Бетховену в семнадцать лет передали отцовскую должность в театре и его жалованье, а также молодому музыканту приходилось давать уроки своим ученикам. И все же Людвиг продолжал много сочинять!Ученик 13: Однажды он сочинил песню на стихи немецкого поэта Гете. Она называется «Сурок». Песню исполняет юный шарманщик. Из шарманки, на которой играет мальчик, льется бесконечная мелодия, а рядом прыгает забавный зверек – сурок. Он странствует вместе с шарманщиком и помогает ему зарабатывать деньги на жизнь, развлекая зрителей.Музыкальный материал: Л.Бетховен, «Сурок» (песню исполняют все ученики).Ученик 14: В 1787 году Бетховен решил отправиться в Вену. В те времена этот город был музыкальной столицей Европы. Тогда в столице Австрии насчитывалось более четырехсот музыкантов. Из них можно было создать несколько оркестров. Музыкальный материал: В.Моцарт, «Маленькая ночная серенада».Ученик 15: Впереди Людвига ждала главная встреча всей жизни – свидание с Моцартом. Бетховен играл для Моцарта! И Вольфганг Амадей Моцарт произнес свою знаменитую фразу: «Обратите внимание на этого человека. Он заставит говорить о себе весь мир!»Музыкальный материал: Л.Бетховен, соната для фортепиано №1.Ученик 16: К огромному своему сожалению, Бетховен должен был возвратиться в Бонн. Тяжело заболела, а затем скончалась его мама, и Бетховену вновь пришлось взять на себя заботу о младших братьях. Ученик 17: Через пять лет, став уже знаменитым музыкантом, Бетховен все-таки переедет в Вену. Только с великим Моцартом ему больше не удастся встретиться – того уже не будет в живых.Ученик 18: Бетховен в двадцать шесть лет тяжело заболел и постепенно стал терять слух. Композитору не суждено было услышать большинство своих собственных произведений. В результате глухоты сохранились уникальные «разговорные тетради». В эти тетради друзья музыканта записывали свои вопросы, на которые он устно отвечал. Ученик 19: Людвиг ван Бетховен из-за своего недуга оказался отрезан от всего, что ему было так дорого: от друзей, любви и, самое страшное, от искусства! И именно в этот период он начал осознавать свой путь: «Все, что есть жизнь, да будет посвящено великому и пусть будет святилищем искусства!»Ученик 20: Музыкант очень нуждался в заботе любящего сердца! Но в любви Людвигу Бетховену не везло. Молодой композитор посвятил «Лунную сонату» своей возлюбленной Джульетте Гвиччарди, которая так и не стала его женой. Всю боль души излил композитор в своей сонате. Ученик 21: Уже после смерти Бетховена в ящике его письменного стола был обнаружен тайник. В своем секретном месте композитор хранил то, что было дорого его сердцу, – несколько женских портретов и свои записи на листках почтовой бумаги. Ученик 22: Из глубины страдающего сердца молодого композитора родились когда-то эти строки: «…Мы устроим с тобой жизнь неразлучную. Какую жизнь!.. Как бы ты ни любила меня, все же я люблю тебя сильнее. Лишь проснусь, мысли мои уже стремятся к тебе, моя бессмертная возлюбленная, в каком настроении и где бы я ни был, постоянно жду решения судьбы». Это было письмо, но кому оно предназначалось?Ученик 23: Адреса и точной даты в письме указано не было. Невозможно определить, кому же писал Бетховен. Вероятно, образ бессмертной возлюбленной, который композитор воспел в своей музыке, – это любовь великого музыканта, ставшая его романтическим идеалом.Музыкальный материал: Л.Бетховен, «Лунная соната».Ученик 24: Великий Бетховен не оставил после себя потомков. Он не верил в возможность собственного счастья, но верил в вечную музыку. «Музыка выше, чем все откровения мудрости, – говорил Бетховен и добавлял: – Тем, кем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существует и будет существовать тысячи, Бетховен же только один!» Ученик 25: 26 марта 1827 года в Вене умер Людвиг ван Бетховен. Великий композитор не был сломлен ударами судьбы, а, сопротивляясь им, перенеся страдания и боль, вырвался к светлой жизни и радости творчества. Больше двадцати тысяч человек пришли проводить в последний путь Людвига Бетховена!Музыкальный материал: Л.Бетховен, «Ода к радости» (фрагмент 9-й симфонии).Ольга МАРЧЕНКО, учитель музыки школы №199 Москвы
Комментарии