Cпектаклем под таким названием Московский театр «Школа современной пьесы» решил отметить день рождения Иосифа Виссарионовича в конце декабря прошлого года. Сюжет пьесы, автором которой является известный драматург Ион Друцэ, прост. Певица Большого театра Надежда Блаженная (Татьяна Фасюра) неожиданно получает приглашение на ужин к товарищу Сталину (Сергей Юрский). В то время как она развлекает его своим искусством, пьет вино и отвечает на его вопросы, в душе ее борются независимый художник и преданный гражданин, любовь к вождю и чувство собственного достоинства, почти животный страх за свою жизнь и гордость за свой талант. Поскольку грань между физической и психической реальностями тонка и проницаема, именно эту борьбу, которая и явилась стержнем действия, зритель должен был наблюдать из зала.
В первом действии Сталин появлялся на сцене без грима. Отсутствие усов, шевелюры и даже узнаваемой трубки было режиссерским ходом: вроде бы и Сталин, и нет. В конце второго действия певица с «говорящей фамилией» Блаженная, оставленная вождем в кабинете, спрашивает охранника: «А что, товарищ Сталин уже уехал?», получает шокирующий ответ: «А он и не приезжал». Ужас! Певица пресмыкалась перед несуществующим монстром, перед каким-то гражданином из Таганрога, выдававшим себя за Сталина! Вывод известный. Сталин – в нас, он внутри каждого из нас. Выражаясь научным языком, он – архетип коллективного бессознательного. Что это, пресловутая паранойя? И чья в таком случае? Ведь во втором действии Юрский играет уже в гриме, то есть как бы уже настоящего Сталина.
Этот же режиссерский ход можно понимать и несколько иначе. Лже-Сталин неотличим от настоящего, потому что и тот и другой самозванцы, в том смысле, что самозванец – царь без Бога, чья власть не санкционирована свыше. Это герой русской истории и литературы, архетип, если можно так выразиться, русского коллективного бессознательного. По мнению Сергея Юрского (которое он высказал на пресс-конференции после спектакля), Сталин – иностранец, разгадавший генетический код России. Но ведь как раз самозванцев-то на Руси всегда узнавали безошибочно! Не отсюда ли и массовые репрессии, и вся эта атмосфера безотчетного ужаса, смешанного с омерзением, которую, кстати, именно благодаря таланту Сергея Юрского удалось в какой-то степени почувствовать залу, чего не скажешь об исполнительнице главной роли. Вот уж в ком «генетический код» так и не сработал! Ее «инфернальный ужас» был явно поддельным, Сталина в себе актриса так и не открыла. Что ж, роль у Татьяны Фасюры была действительно необыкновенно сложная. Ведь именно она играла на грани двух реальностей, и в первую очередь для нее психическое должно было стать столь же и даже более реальным, чем физическое.
Комментарии