search
main
0

Вечера с чародеем Диканькой: сказочные сюжеты Николая Гоголя в педагогическом контексте

В поколении тех, чье детство прошло в ХХ веке, мало кто не зачитывался страшными историями Николая Васильевича Гоголя. Оказывается, знаменитый писатель пробовал себя и в роли учителя, но опыт проведения уроков географии ему не понравился. Однако в сборнике «Арабески» (создан в 1829‑м, опубликован в 1835‑м) есть сюжет о мотивации, который можно обсуждать в педагогической среде: «Леность и непонятливость воспитанника обращаются в вину педагога и суть только вывески его собственного нерадения; он не умел, он не хотел овладеть вниманием своих юных слушателей; он заставил их с отвращением принимать горькие свои пилюли. Совершенной неспособности невозможно предполагать в дитяти. Мне часто случалось быть свидетелем, как ребенок, признанный за неспособного ни к чему, обиженного природою, слушал с неразвлекаемым вниманием страшную сказку, и на лице его, почти бездушном, не оживляемом до того никаким чувством участия, попеременно прорывались черты беспокойства и боязни. Неужели нельзя задобрить такого внимания в пользу науки?»

«Портрет Н.В.Гоголя», Федор Моллер

Поэтому в продолжение разговора о педагогических сказках, начатого в третьем номере сетевого издания «Учительская газета» за 2024 год, логично предложить сюжеты, связанные с творчеством великого мастера. Назовем эту серию узнаваемо для тех, кто все-таки читал Н.В.Гоголя, – «Вечера с чародеем Диканькой».

Пропавшие, но не пропащие ученики

Жил-был маг и волшебник, чародей и затейник по имени Диканька. Никто не знает, почему получил он такое имя: то ли слишком неожиданными и дикими казались некоторые его поступки, то ли его руководящая должность требовала находиться от окружающих на расстоянии, держать дистанцию. А руководил Диканька школой волшебных существ. Как-то раз ему в голову пришла неожиданная идея. Решил чародей найти «экспонат» для воспитательной работы с теми, кто не любил учиться. Требовалось найти настоящего плохого ученика, чтобы запугивать им тех, кто прогуливает занятия, не выполняет заданий, мешает учителям. Задумано – сделано. Встретить таких учеников можно было только в обычной человеческой школе.

Как-то раз, выбрав особо туманный день для тайного похищения, чародей во время уроков незаметно подкрался к школе (он умел это делать, а тут еще туман на помощь пришел). Послышались какие-то шаги. «Точно, прогульщик и лентяй какой-то», – решил Диканька. Накинул мешок и потащил с собой. Путь недолгим был, все-таки имеем дело с волшебником. Перенес свою добычу в сказочную страну. Мы даже и не знаем куда, не были никогда в этом сказочном месте, только слышали о нем. Но тут и дал промашку. То ли спешил сильно, то ли туман слишком густым был, но накрыл чародей мешком двоих приятелей, которые вместе слонялись по школьному двору во время уроков. Кто бы мог подумать, что так плохо у человеческого рода с учебной дисциплиной!

Содержать двоих плохих учеников ему было не по силам, пригляд нужен точно, да и угрызения совести стали томить чародея. Решил все-таки одного отпустить, только запугать как следует, чтобы много не болтал. Но как решить, кто станет счастливчиком? Считалочки и жребии не будут справедливыми. Так как чародей был старомоден и традиционен, то решил устроить между ребятами соревнование – турнир сказочников. Не очень-то он хорошо знал современных детей, поэтому решил, что отпустит того, кто лучше расскажет сказку про школу (тут он еще хотел заодно пополнить свой запас историй).

Разные у учеников могут быть таланты: играть в компьютерные игры, незаметно подсказывать, схватывать материал на лету, запоминать важное, задавать точные вопросы. А вот об умении рассказывать сказки в последнее время почти не услышишь. Во-первых, сам жанр сказок сильно потеснили. Чего только не появилось новенького, свеженького, блестящего и привлекающего внимание – и манящие фэнтези, и мистические триллеры, и непонятный абсурдизм! В общем, изменились тренды, но Диканька и слова-то такого слыхом не слыхивал и видом не видывал. Оно для него почуднее Чуда-юда будет. А во-вторых, люди (а ученики точно к ним относятся) постепенно разучиваются разговаривать длинно и связно. Все больше принято перебрасываться рублеными фразами и репликами типа «хор», «ок», «норм», ну и так далее. Удобнее всего «гуглить», «зависать» в чатах, подбирать эмодзи. Все меньше человеки стали смотреть друг на друга и все больше на маленькие прямоугольные предметы – украшенные и простые, толстые и тонкие, красивые и не очень.

Наш-то чародей всего этого не знал, поэтому даже критерии определил, чтобы турнир был честным, открытым, справедливым и серьезным. Все критерии до нас не до­шли, но среди них были правдивость (странно для придумывания сказок, но наш затейник любил убедительность и умение превратить даже фантастический рассказ в реальное событие в восприятии слушателя), увлекательность, связь с образованием, полезность для жизни, использование красивых и точных образов. Но это все мальчики пропустили мимо ушей, скучно и одновременно страшно им было слушать про какие-то критерии и сказки, турниры и школьную жизнь. Для них в мире было значительно больше другого интересного. Но постепенно прочувствовали свое бедственное положение и вынуждены были принять диктуемые правила игры. Дошло не сразу, пришлось промариновать их чародею, попугать вечерами-ночами привидениями и завываниями. Наконец согласились ребята на участие в турнире. Их имена нам неизвестны, поэтому будет называть их по номерам.

Выбрали подходящий вечер, собрались в заброшенной башне для антуража. Чародей привел лучших преподавателей своей школы в качестве экспертов. Разыграли очередность выступлений и начали.

Сказка первого ученика

В глухом-глухом лесу, в темном-темном царстве, где обитали маленькие серые существа, жила-была школа. Никто не знал, когда и почему она появилась, но все привыкли к ее существованию и не представляли без нее своей жизни. Многие ее окончили, но никто не говорил, что в ней происходило, боялись. Школа жила своей отдельной тайной и страшной жизнью. Но вот как-то раз появился необычный ученик. Он был не совсем серым, на голове оказалось белое пятнышко, совсем маленькое, но заметное. Он не любил отвечать хором, как было принято в школе. Поэтому стал задавать вопросы. И после каждого вопроса на его коже появлялось новое белое пятнышко. А еще он вступал в споры с учителями, что уж ни в какие ворота не лезло. Сроду такого не было в школе. Его лицо становилось не просто белым, а сияющим солнечным светом. И всем хотелось выглядеть так же. Поэтому ученики стали тоже поступать по-своему, искали особые пути в учении. Учителя были растеряны. Но против всех идти не могли. Пришлось и им меняться.

Целая мода возникла на белые пятна. Ученики и учителя соревновались между собой. А для этого надо было многое делать. Забурлила школа, как будто узкая речка во время весеннего таяния снега. Все быстро поняли, что раньше заведение, которое прикидывалось школой, на самом деле было вариантом тюрьмы. Здесь только наказывали и лишали свободы, мучили и издевались. Все попадающие в тюрьму считались преступниками. Поэтому все молчали – стыдно было, да и обидно, если остальные через все это не пройдут. Такая вот круговая порука существовала. Но один смелый ученик смог все изменить и переделать, увлечь за собой. Да и местность изменилась. Темнота отступила. С тех пор стала школа светлой и яркой, а ученики с учителями перестали быть серыми существами, стали улыбаться и радоваться жизни, забыли угрюмость и тягостную зубрежку.

Тут и сказке конец. Стали знания приобретаться весело и счастливо. А наш герой со временем возглавил школу.

Закончил первый ученик свою сказку. Ожидал аплодисментов, он ведь очень старался (надеемся, что каждый оценил его труды по достоинству). Но не дождался. Напряженные были лица у экспертов. Каждый задавал себе вопросы: «На что он намекает? Что хочет сказать? Кого конкретно критикует? Нет ли здесь стремления выставить их в неприглядном виде?» Множились вопросы и сомнения. Посмотрел на их лица второй ученик и решил, что не допустит ошибки предшественника. И вот настала его очередь рассказывать свою сказку.

Сказка второго ученика

В светлом-светлом солнечном царстве у самого синего моря была яркая школа. Здесь царил дух обсуждений, споров, поиска истины. Каждый был самостоятельным и любил умничать. Не было наказаний и конфликтов, критики и плохих отметок. Каждый боялся обидеть другого. Все улыбались и громко хвалили любого встречного. Никто не напрягался и не расстраивался. Огорчить кого-то было худшим поступком. И за это журили человека – слегка, но это было болезненно. Блаженство и покой царили в школе. Но как-то раз налетел ураган, море-то было совсем рядом. Сначала ученики не смогли разобраться и в общем порядке спрятаться от волны за стенами школы. Часть из них поглотило море. Но кто-то сумел укрыться. Но тут надо было добывать еду и воду, трудиться, укреплять стены, таскать мешки с песком. Одни сразу отказались – никогда не любили поднимать тяжести. Они говорили: «Пусть носит тот, кому это интересно, а у нас много других важных дел». А никто их и не неволил. Учителя же были такие же. Кто-то стал размышлять о светлом будущем, кто-то углублялся в рассказы о прошлом. Из-за несогласованности действий обитателей школы вода подточила стены, они рухнули. И оставшиеся утонули. Но тонули они с улыбкой на лице, как их всегда учили. Так вот ушла на дно светлая школа, ее обволокли водоросли, и стала она темной, одинокой и заброшенной.

В полной тишине закончил сказку второй ученик. Как будто вода затопила не сказочную школу, а по-настоящему подошла к башне. Грусть и озадаченность читались на лицах экспертов. Особенно печально, что на этом сказка обрывалась. Рассказала ее сова на ветке, но не до конца. Устала и улетела. То, что столько говорила, уже по нынешним временам подвиг. Большего от бедной совы не стоит требовать, она же должна быть в тренде. А крат­кость сейчас если и не сестра таланта, то точно «крутой чел».

А какова же мораль сей истории? Понять ее легко, если немного подумать самому. Желание размышлять и есть главный путь к свету, но выбор – жить в яркости или во тьме – делают сами люди. А от чего же это зависит? Эту загадку разгадывали и продолжают разгадывать педагоги всех времен и народов. С переменным успехом. Турниров устраивать не хотелось бы, но поговорить было бы интересно. Только при этом надо не только высказываться, но и слушать друг друга, уметь взаимодействовать и делать что-то сообща. На это и надеемся. И радуемся, что пропавшие ученики оказались совсем не пропащими, их сказки ставят вопросы и задают темы для размышлений. Не это ли главное в нашей жизни?

Вечер накануне экзамена

Не далеко и не близко, не высоко и не низко, не громко и не тихо, не пафосно и не скромно жила-была некая школа. И здесь ученики боялись экзаменов, но нередко только в последний день осознавали их реальность и неизбежность. Каждый делился опытом, что делать. И существовала легенда, передававшаяся как великая тайна и страшная истина. О том, что где-то на болоте цветет один раз в году в ночь перед экзаменом цветок халявника (происхождение названия остается загадочным и противоречивым, по самой распространенной версии оно произошло от сокращения трех слов в предложении: «хакер, лягающий вампира»), который не каждому дано найти и сорвать. Но уж если получится, то можно смело идти на экзамен, все пройдет легко и успешно. Но по дороге к нему важно не перепутать с цветками лоботрясника, безграмотника и пусто­слов­ни­ка, растущими на том же болоте. Их цветы манят постоянно всех и каждого. Как же отличить? И тут никто не знал ответа. А сорвешь не тот цветок, всю жизнь мучиться будешь. Вот такая легенда. Поэтому в нашей школе ученики в основном все-таки сидели и учили, серьезно готовились к экзаменам.

А Саша Ловкий гулял и веселился до последнего дня. Ничего ему не оставалось, как отправить свое пламенное желание и мольбу к чародею Диканьке. Шепотом говорили, что он может подсказать путь к халявнику перед началом его цветения. Везучим был Саша, привык ловить удачу. Поэтому к вечеру вышел из дома, стал вглядываться в черное небо. Молчат звезды, никаких подсказок не дают. Их свет, холодный и далекий, оставался равнодушным. Даже как-то читался в их беспорядочном роении приказ: «Иди и учи!» Но наш герой был терпеливым и настойчивым в своем стремлении к халявнику. До конца всматривался в небо, пока на тонком серпике Луны не прочитал надпись: «Иди на юг до болота, поверни направо и не оглядывайся назад, не произноси ни единого звука, найдешь цветок – не желтый и не зеленый, не красный и не синий, не белый и не черный, не фиолетовый и не голубой, не оранжевый и не серый. Он будет в бутоне. Наклонись над ним и три раза проговори: «Халява, приди!» Ровно три раза – не больше и не меньше. Как только он распустится, не рви сразу. Дождись инструкции Диканьки». Как уместилось такое длинное послание на таком маленьком пространстве, история умалчивает. Но Саша Ловкий сумел не только прочитать, но даже все и запомнить (на всякий случай повторил вслух 10 раз, еще 20 раз про себя, а записывать не стал – лень ему было).

Путь на юг был выбран наугад, как обычно Саша и делал в своей жизни. То ли ему повезло и в этот раз, то ли в той местности болота были на каждом шагу, но до болота дойти удалось. Ночь перед экзаменом была в разгаре. А тут и попутчики нашлись. Группа валяльщиков дурака составила компанию. Весело им было идти вместе. Только отвлекали все время. Показывали на разные надписи по дороге. Вот стог сена стоит с яркой рекламной надписью: «Только у нас можно поспать всласть и не пропасть! Не дай себе перебодрствовать!» Последнее было лишним. Саша уже и зевать начал, а тут такие мудреные слова. Шарахнулся от стога, идет дальше. А валяльщики дурака не унимаются. Показывают на дерево. А там уже стол на ветвях накрыт. И кукушка вместо своего обычного «ку-ку» отсчитывает: «По-ешь, по-ешь, по-ешь». И стал считать Ловкий, сколько «поешь» накукует. Столько лет и будет он без голода обходиться и вкусно питаться. Но и тут не получилось. Срочно кукушке пришлось отлучиться на пять минут по делам, прервался счет, разочаровался Саша. И сколько потом ни пыталась вернуть его призывом «по-ешь», ничего у кукушки не получалось. Но тут дупло осиное навстречу выплыло из темноты. К огромному кусту прилепилось. Но там не гул и жужжание, а музыка льется – новая, современная. По веткам наушники развешаны – бери и слушай в свое удовольствие. И валяльщики дурака шепчут: «Слушай, слушай, слушай…»

Что тут помешало, сказка умалчивает. Но там много всего было – и фильмы крутили, лента новостей на планшете выскочила и стала манить к себе, лайки летали и призывали записать пост, чтобы их получить в неимоверном количестве. Искушений было достаточно. Но до болота дойти удалось. Заросло болото цветами, прямо луг какой-то, а не болото. Но топи и омуты под ногами нет-нет, а проскакивают, норовят утянуть к себе. Тут руки чьи-то вылезают. Голоса зовут на дискотеку. Все цвета здесь представлены. Рука сама так и тянется. Вот уже Саша почти наклонился к цветку, а тот трясет своими лепестками. Вспомнил Саша про лоботрясник, не зря его не раз награждали таким эпитетом. А он все посмеивался и сам для издевательства заходился в тряске. С пустословником легче было – без умолку молол всякую чушь. Сам Саша тоже так не раз делал. Вызывают отвечать, а он начинает тянуть время, виртуозом был. Время вытягивалось в ниточку, а он еще и начинал плести из него разные узоры диковинные. Учителя не всегда могли с этим «языкоделием» справиться. Вот и здесь так. Спрашивает Ловкий, где халявник растет, а в ответ получает целую тираду: «Слушай внимательно, не записывай, всю правду скажу, ничего не утаю, смотри внимательно направо – нет там халявника, там только бездельник цветет, а это такой цветок – всем цветкам цветок, его просто так не сыщешь…» Как ни бился, ответа не добился. Сам не раз до звонка таким способом дотягивал. А тут ночь-то заканчивается. Надо бы уже найти цветок.

Неизвестно, что бы случилось с Сашей Ловким, чем бы закончилось это его авантюрное путешествие, если бы не чародей Диканька. Любил волшебник таких ребят, всячески поддерживал. Ему надо было набирать неучей в свою школу, чтобы будущие колдуны могли проводить опыты и эксперименты. Вот он и искал подходящие кандидатуры. Его школа гремела на всю волшебную страну. Бармалей Плешиевич – почетный руководитель школьного театра, Кривда и Лихо – близнецы-братья в финансовом комитете, Ехидна – ответственный редактор местной газеты, Визг и Скрип – депутаты лесного сказочного парламента, Скупердяйка – главный поставщик продуктов на кухню, а уж упыри выпускались пачками, а хамы – упаковками. Им надо было тренироваться на ком-то. С умными и ответственными не очень получалось, они слабо заманивались на сладкие обещания и наплевательские рекомендации. Поэтому Диканька внимательно следил за искателями халявника, они были для него первейшими кандидатами для волшебной лаборатории.

Испугался Диканька, что отступится Ловкий от своего замысла. Решил срочно вмешаться. Будто невидимая рука схватила Сашу и подвела к бутону. Ни за что бы его не увидел в траве. Ведь нужно было нагнуться, внимательно всмотреться, вспомнить про цвет диковинный (а он таким и был – переливался так, что цвет определить нельзя, как в сварочных работах – будешь смотреть на сварку, и останутся резь и боль в глазах, а все равно не увидишь ничего конкретно, только расплывающееся пятно). И стебель колючий, так уж устроен халявник – обещает много, но колется сильно. Вспомнил Саша, что надо что-то сказать три раза. Вспомнить-то вспомнил, да слова забыл, не привык он ничего запоминать, считал это лишним мусором. Каких только слов он не произносил по три раза! Сначала сказал то, что шло от души: «Я крутой чел». Не сработало. Потом вспомнил детство: «Мама мыла раму» (так сам и не понял, что это за мылорама такая). Что же в школе чаще учителя говорили? Мучительно выдавил из себя фразу: «Скоро ЕГЭ» (второе слово для Саши было загадочным, поэтому он на всякий случай «э» произносил близко к «а», а «е» – к «я»). И это не помогло. Тут и рассвет наступил. Пора на экзамен идти. Саша проснулся в своей постели – и не выспался, и халявник не добыл.

Экзамен не сдал, все лето потом учил. Вспоминал, как всего три слова забыл. Зато теперь сумел много чего запомнить. А главное за все это время, что Саша понял, оказалось очень простым. В жизни приходится делать много трудного – вкладывать свои силы, энергию, тратить время. А на самом деле, только преодолевая инерцию и лень, находишь самое ценное. То, что сваливается сверху и не является заслуженным, обязательно рано или поздно потребует расплаты по долгам. С тех пор Саша ко всему легкому и простому стал относиться осторожно. Не случайно в народе говорят, что простота хуже воровства. Тут, скорее всего, имеется в виду, что самого себя обворовываешь. Простые и незаслуженные победы не доставляют большого удовольствия, не сильно ценятся.

А Диканька отстал от Саши, не нужен ему такой «экспонат» стал. Так что всем, кто надеется найти халявник и сорвать его в нужную минуту, стоит помнить, что что-то может пойти не так. А память и внимательность всегда пригодятся. Растет халявник на болоте, манит к себе, ищет для своих экспериментов подходящих кандидатов волшебник Диканька. И у каждого есть выбор. А наш выбор – завершить сказку и пойти немного почитать что-то полезное для жизни, для души, может, даже и улыбнуться. Читайте и улыбайтесь, друзья, потому что глупости часто делают с серьезным выражением лица (а вот откуда это пришло – домашнее задание для тех, кто сказку сумел дочитать, это не халявники на болоте собирать, но точно не пожалеете, если посмотрите фильм)!

Андрей ИОФФЕ, заведующий лабораторией развития личностного потенциала Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте