В жизни всегда должно быть место празднику. Его любят все – и дети, и взрослые, потому что праздник несет в себе радость. Без праздника нет настоящей школьной жизни. Нет такого учебного предмета, такой области знаний, где бы не нашлось места увлекательному занятию.
В нашей школе ежегодно проводится Неделя музыки, в течение которой в классах проходят различные музыкальные празднества и вечера. Главная цель: организация общественно полезной направленности музыкальных занятий в общешкольных мероприятиях, в деятельности классного и школьного коллективов, развитие познавательных интересов и музыкальной памяти.
Задачи урока: раскрыть перед детьми мир и красоту русского романса, продолжить эстетическое воспитание средствами музыки.
Действующие лица: ведущие (4 человека), ученики (8 человек).
В зале собираются гости, звучит “Меланхолический вальс” А. Даргомыжского, на сцене появляются четверо ведущих.
Первый ведущий: Русский романс любим многими людьми. Тонко передавая интимные чувства автора, он волнует слушателей и заставляет их сопереживать автору.
Звучит романс М. Глинки “Сомнение”.
Первый ведущий: Где впервые появился романс? И что означает это слово? Кто сможет ответить на эти вопросы?
На сцену выходят два ученика.
Первый ученик: Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII-XIV веках странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр – романс. Слово “романс” происходит от испанского “романсе”, что значит “романский”, т. е. исполняемый на “романском” (испанском) языке. Романс – небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, обязательно в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары.
Второй ученик: В романсах красивые и плавные мелодии, лирические и проникновенные слова, которые легко запоминаются. В них рассказывается о том, что близко и понятно каждому человеку.
Они уносят дух – властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей!
Второй ведущий: Мы благодарим за историческую справку и предлагаем послушать романс.
Звучит романс А. Варламова “Красный сарафан”.
Третий ведущий: Термин “романс” установился в русском музыкальном обиходе в самом начале XIX века. Первая четверть XIX века и особенно пушкинская эпоха вызвала широкий поток романсового творчества. Сочинения песен и романсов, как и лирических стихотворений, в этот период становится повседневным явлением во многих дворянских и разночинных семьях.
На сцену выходят три ученика.
Четвертый ведущий: Общей чертой романсовой лирики пушкинской эпохи является ее тесная связь с поэтической формой. Даже сам “Пушкин силой гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки”.
Третий ученик: Поэзия А.С. Пушкина захватывала каждого композитора по-своему. Если говорить о жанре романса, то прежде других стоит вспомнить М. Глинку. Им было написано 10 романсов на слова А.С. Пушкина. “А в романсах композитора и стихотворениях поэта легко увидеть совпадение их мироощущения, близость художественных критериев их создателей.
Третий ведущий: Стихи Пушкина, как правило, если уж увлекали композитора, то не одного, а сразу нескольких. Но только Глинке удалось впервые передать всю силу вдохновенного чувства поэта, всю стройность и гармоничность пушкинских стихов в послании “К Керн”.
Четвертый ученик: История создания этого произведения малоизвестна. Впервые поэт встретился с Анной Керн в Петербурге в 1819 г. Она уже тогда казалась ему “гением чистой красоты”. И вот через пять – шесть лет, живя в Михайловском, Пушкин ближе познакомился с Анной. Вновь вспыхнуло забытое чувство. Оно и принесло с собой знаменитое послание.
Звучит послание “К Керн”.
Пятый ученик: Через много лет – так распорядилась судьба – Глинка увлекся дочерью Анны Керн – Екатериной. И в свою очередь принес дар на алтарь семьи Керн – знаменитый романс на стихи Пушкина “Я помню чудное мгновенье”, восторженный гимн любви. Сама же А. Керн писала: “Он взял у меня стихи Пушкина, написанные его рукою, чтобы положить их на музыку, да и затерял их. Бог ему прости! Ему хотелось сочинить на эти слова музыку”.
Звучит романс М. Глинки “Я помню чудное мгновенье”.
Появляются два ученика.
Шестой ученик: Среди стихотворений М. Лермонтова можно встретить несколько, озаглавленных буквами “К.Н.”, “К.Н.И.”, “К.Н.Ф.И.”. Все это стихи о любви. Литературоведы долго не могли понять, к кому они обращены. Загадку раскрыл Ираклий Андроников: стихи посвящены Наталье Федоровне Ивановой. Она была дочерью московского литератора. Первые стихи, адресованные ей, были полны восхищения, но со временем стала звучать мысль о непостоянстве любимой.
Седьмой ученик: А произошло вот что. Пять дней провел Лермонтов в гостях на даче у Ивановых. Здесь он узнал, что его любимая выходит замуж за другого. Поэт тяжело переживал это. Обида, разочарование звучат и в стихотворении “Мне грустно”. Создателем романса на эти слова Лермонтова стал Даргомыжский.
Звучит романс Даргомыжского “Мне грустно”.
Четвертый ведущий: Романтическая устремленность, порывистость и переполненность чувством по-своему правдиво выражали мечтания русских людей лермонтовской эпохи. Одним из таких был А.Е. Варламов.
Восьмой ученик: Высоты поэзии великого Лермонтова достигает варламовский романс “Белеет парус одинокий”. Пафос, непримиримость, непокорность, заключенные в художественном образе этого сочинения, символизируют вызов, брошенный морю и, шире, миру.
Звучит романс А. Варламова “Белеет парус одинокий”.
Первый ведущий: Благодарим ребят за интересные рассказы. А зрителям предлагаем интересную викторину, ответы на вопросы которой уже прозвучали на нашем вечере.
Второй ведущий: Назовите родину романсов (Италия).
Третий ведущий: Кому посвятил строки Пушкин “Я помню чудное мгновенье”? (А. Керн).
Четвертый ведущий: Какой композитор написал музыку к этим стихам? (М. Глинка).
Первый ведущий: Кто авторы стихотворения и музыки к романсу “Мне грустно”? (М. Лермонтов, А. Даргомыжский).
Второй ведущий: Кто автор слов в романсе Алябьева “Зимнее утро”?
Мороз и солнце; день
чудесный!
Еще ты дремлешь, друг
прелестный,
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою Севера явись!
(Ответ: А.С. Пушкин).
Третий ведущий: На этом наш вечер окончен. Благодарим всех, кто присутствовал на нем и принимал участие. До новых встреч!
Олеся КРАВЧЕНКО, учитель музыки
Белореченск, Краснодарский край
Комментарии