Наша главная цель – раскрытие личности школьника посредством системно-деятельного и дифференцированного подходов с учетом индивидуальных достижений и зоны ближайшего развития каждого ребенка.
На педагогов и специалистов школы возлагается ответственность не только за реализацию содержания предметных областей, но и за развитие разносторонней личности. Таким образом, только передача знаний исключается как основная цель обучения. Успеху детей в учебной деятельности во многом способствует интеграция общих и коррекционных занятий.
Рассматривая особенности обучения детей с тяжелыми нарушениями речи, я как логопед московской школы определяю ряд конкретных задач, связанных с тем, что наравне с преодолением проблем, вызванных комплексными нарушениями речевых функций, по-прежнему сохраняется необходимость в воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности.
При работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи я выделяю значимость трех компонентов коррекционной помощи:
– наличие в расписании детей специально организованных логопедических занятий;
– включение в урочную деятельность педагогов школы специальных методов и приемов подачи материала;
– организация речевого режима для каждого отдельно взятого ребенка.
Работая рука об руку с педагогами школы, консультируя коллег и родителей учащихся, логопед выступает своего рода куратором для таких детей, помогая подбирать методологическую базу с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Данный подход отражен в структуре каждого урока и принципах их построения:
– выбор разноуровневого материала, самостоятельная постановка вопросов и поиск ответа на них, дискутирование и отстаивание своего мнения, оценка своей деятельности и одноклассников – все это способствует активизации умственной деятельности;
– алгоритмизация, наглядность, а также преемственность от занятия к занятию и отбор языковых форм способствуют формированию речевой деятельности учащихся;
– тренировочные занятия в сочетании с увеличенным числом повторений.
Будучи коррекционным педагогом, на занятиях с детьми с тяжелыми нарушениями речи я затрагиваю темы, которые наиболее близки и понятны учащимся, в особенности все то, что непосредственно входит в сферу их персональных интересов, – от игр и посещения кружков до социальных обязанностей и выбора будущей профессии.
Такой подход позволяет выбрать наиболее подходящий учебный материал, мотивируя учащихся к самостоятельной познавательной деятельности. Это позволяет выявить сильные стороны учащихся и, как следствие, опосредованно включить профориентационный компонент в их учебную деятельность, сосредоточить внимание на особо значимых предметах программы, по-новому взглянуть на учебу сквозь призму привычных занятий в городской среде – дома, на прогулке, в школе.
С учетом оценки педагогами и специалистами комплекса личных достижений каждого учащегося – учебных, творческих, спортивных, бытовых – я как логопед имею возможность смоделировать ситуацию успеха в рамках собственных занятий, косвенно повлиять на учебную деятельность детей.
Таким образом, мне удается наиболее точно подбирать и насыщать педагогический инструментарий, беря на вооружение те приемы и методы коррекционной работы, которые способствуют успешности конкретного ребенка.
Иногда возникает ситуация, когда ввиду отсутствия мотивации учащийся не имеет возможности самостоятельно определить для себя важность и ценность того или иного предмета, проявляет негативизм, безразличие к учебе.
В своей работе, опосредованно делая акцент на учебной деятельности, я стараюсь на доступных ребенку примерах сымитировать ситуацию, когда задача грамотного построения фразы или корректно составленного письма шаг за шагом входит в круг его интересов. В связи с этим на первый план выходит развитие коммуникативной деятельности учащихся.
В сочетании с опорой на логоритмический компонент и дыхательную гимнастику частое проговаривание правил, отдельных слов или трудных для произношения названий в контексте занятий из разминки и учебной рутины превращается в увлекательную игровую деятельность. Такой подход позволяет снизить негативный опыт от зазубривания и мотивировать учащегося к дальнейшей учебной деятельности.
Создание речевых паттернов как один из приемов также включено как в коммуникативную деятельность учащихся, так и непосредственно в занятия по коррекции нарушений речи. Важность этого приема состоит в возможности упрощенно раздробить задание на несколько частей, детализировать задачи, разбивая достижение цели на несколько этапов, предъявив понятную и доступную для учащегося инструкцию.
Также это позволяет успешнее переносить закрепленные навыки от занятия к занятию, облегчает запоминание нового материала и помогает закрепить уже полученные знания. Все это является предпосылками для успешного развития фонетического слуха, формирования навыков звукового анализа и синтеза, служит системному и планомерному развитию познавательной деятельности, формирует навыки самостоятельной работы.
На мой взгляд, говоря о гармоничном и разностороннем воспитании учащегося, следует уделить особенное внимание личности самого педагога. Если наставник сумел заинтересовать ребенка, используя в своей работе различные виды помощи (в том числе умение мотивировать и вдохновить своим примером), то школьник получает позитивный учебный опыт, который в дальнейшем будет способствовать его успешной адаптации в обществе и задаст вектор дальнейшего самоопределения.
Алексей ТИХОНОВ, учитель начальных классов, учитель-дефектолог школы №953
Комментарии