От упражнения к спектаклю
Дети любят праздники, а театр – это прежде всего праздник фантазий, красок, чувств. Но это все на премьере, в этот момент у нас витает дух эйфории, некоторого преувеличения наших успехов. А как же иначе? Детям успех необходим как воздух.
А до премьеры мы сочиняем наш праздник – наш спектакль, который можно сделать только своими руками. Что же важнее для детей? Спектакль – праздник или процесс репетиций?
Репетиция – это тяжелый труд, где спорят, ищут истину, иногда ссорятся… И все-таки нет ничего интереснее репетиции, потому что возникают моменты импровизации, сопереживания, а самое главное – творчества.
Детская фантазия способна раскрасить любое задание педагога самыми яркими красками, дети должны прочувствовать могущественное слово «могу», ребенок, осознавший магию этого слова, не побоится потом и других задач.
Занятия и репетиции дают студийцам возможность познать всю сложность функционирования театрального механизма: мастерство актера и режиссера, свет, музыка, декорации, костюмы, реквизит, грим, музыкально-шумовые эффекты. Школьный театр способствует практическому приложению знаний и навыков, позволяет индивидуализировать образовательный процесс, разносторонне развить личность. Младшая группа театральной студии «Звезда» обучается по учебно-тематическому плану «Развивающий театр», во главу угла которого ставятся задачи личностного развития ребенка, пробуждения в детях художника.
Учебно-тематический план средней группы «Азбука юного актера» предусматривает овладение основами актерского мастерства, тонкостями и нюансами родного языка, осуществляется переход от работы над собой к работе над ролью.
Старшая группа обучается по учебно-тематическому плану «Я вхожу в мир театра», работа старшей группы строится вокруг целостного художественного произведения, используется технология творческой мастерской, поэтому спектр интересов достаточно широк: одним – актерская работа, другим – моделирование и пошив костюмов, изготовление декораций и реквизита, третьим – разработка световой партитуры, четвертым – звуковая техника. В театре востребованы самые разные способности и интересы, поэтому всегда есть возможность выразиться в одном из видов творческого труда. Театр помогает детям расширить горизонты постижения реальности, получая при этом уникальный творческий результат – спектакль, который оказывает серьезное эмоциональное, психологическое воздействие не только на участников коллектива, но и на зрителей – ученический и педагогический коллективы, которые тоже получают высокий заряд творческой сопричастности.
В школе №1420 одним из направлений работы является экологическое воспитание. Я решила средствами театрального искусства поднять проблему выживания человечества и воспитания у подрастающего поколения навыков сохранения жизни на планете в театральном проекте «Экологическая сказка» с младшей группой театра. Была определена значимая проблема, и начался самостоятельный поиск путей решения: учащиеся выдвигали гипотезы, анализировали информацию, сотрудничали с педагогами по предметам «Окружающий мир», «Экология», использовали свои проекты по экологии, писали тексты, стихи, загадки, создавали образы героев, рисовали эскизы грима и костюмов; затем анализировали и систематизировали собранный материал. Конечный результат: ролевая игра – экологическая сказка «Лесной переполох».
Весь репертуар театра имеет духовно-нравственную направленность, на занятиях и репетициях формируются такие понятия нравственности, как добро, зло, долг, честь, совесть, честность, справедливость, достоинство, ответственность, гуманность, бескорыстие, очень важно, чтобы дети уяснили нравственные принципы и идеалы.
В репертуаре театра произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.С.Лескова. Они раскрывают богатство русского национального наследия, формируют гражданские чувства, воспитывают любовь к Родине, уважительное отношение к духовному и культурному наследию.
Героико-патриотическая тематика – одна из основных в репертуаре театра, к годовщине Победы в Великой Отечественной войне была поставлена пьеса А.Четверкина «Двадцать третьего года рождения», сценическая композиция «Баллада о зенитчицах» Р.Рождественского, к 74‑летию Битвы за Москву – «Василий Теркин» А.Твардовского.
Воспитать патриота – значит наполнить жизнь подростка благородными чувствами, важно, чтобы дети принимали близко к сердцу героическое прошлое нашего народа, жизненный путь своих близких, особенно старшего поколения. Ребята рассказывали истории о своих родственниках, в спектаклях использовались отрывки из школьных сочинений и авторские детские работы из книги «Это мы, Господи…» (война глазами современных детей), изданной по инициативе нашего директора Антонины Ивановны Николаевой.
В течение нескольких лет на базе школы №1420 во время летних каникул существует профильный театральный лагерь, в котором ребята погружаются в мир прекрасного, доброго, светлого.
А во время учебного года школьники посещают дипломные спектакли в Щукинском училище и Школе-студии МХТ, Центральный дом актера, Театральный центр имени В.Э.Мейерхольда, театр имени Островского, театр Геннадия Чихачева, театр на Перовской. Они с нетерпением ждут встреч в театральном музее А.Бахрушина и автобусных экскурсий «Театральная Москва», «Фонтаны Москвы», они с волнением посещают музей Московского художественного театра, музей К.Паустовского, музеи-усадьбы «Кузьминки», «Кусково», «Абрамцево», «Архангельское», «Царицыно», пушкинские места Москвы, государственные картинные галереи народных художников СССР Ильи Глазунова и Александра Шилова, музей Марины Цветаевой, дом-музей Бориса Пастернака, дом-музей Булата Окуджавы, музей Владимира Маяковского, Московский зоопарк, Лосиный остров.
Творческие работы театральной студии «Звезда» являются неоднократными лауреатами фестиваля «Театральный Олимп», дипломантами фестиваля «Эстафета искусств», лауреатами фестиваля театрального творчества «Вдохновение», победителями в открытом фестивале искусств «Мой многонациональный дом».
Мне очень дорога награда в номинации «Учитель – ученик», которую мне присвоили мои коллеги по школе. Диада «учитель – ученик» – единение вокруг общего дела, взаимное духовное обогащение, это сотрудничество, сотворчество. Это диалог, это взаимопонимание – личностно-ориентированная система воспитания.
Елена УСОВА, педагог дополнительного образования школы №1420
Комментарии