В современной педагогической практике шефская помощь, или наставничество, занимает приоритетное место. В отличие от шефской помощи советской школы (лучшие ученики помогают отстающим) добавляются новые перспективные направления как в школе, так и в системе дополнительного образования.
Основными из них являются следующие:
– развитие талантов;
– профориентация;
– предпрофессиональная подготовка;
– учебная мотивация;
– поддержка в инклюзивном образовании;
– реализация индивидуальных образовательных маршрутов.
В национальном проекте «Образование», определяющем основные стратегии модернизации российского образования на период до 2024 года, наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности.
В нашей школе функционирует и развивается такая система наставничества, как «дети – детям», которая мало чем отличается от классической концепции наставничества и предполагает такую систему обучения, при которой передача знаний происходит непосредственно в аудитории, когда более опытный обучающийся передает свои навыки новичку. В определенной степени он является лидером. Лидер-наставник – это ребенок, обладающий сформированным комплексом личностных качеств: уверенность в себе, трудолюбие, коммуникабельность, толерантность, ответственность; он лидер в группе, имеет высокие достижения в учебе, в творческой деятельности. Это ученик, обладающий развитым социальным интеллектом и, самое главное, имеющий большое желание помогать своим товарищам. Все мы хорошо понимаем, что дело будет спориться, если у участников деятельности есть желание им заниматься.
В процессе всего учебного года ученики-наставники разрабатывают уроки во вверенном им классном коллективе, проводят интеллектуальные игры, образовательные квесты по параллелям, привлекают учеников школы к участию в волонтерских акциях и добровольческой деятельности. Наши ученики используют потенциал классных часов, праздничных и спортивных мероприятий, экскурсий, выставок, походов. Дети-наставники делятся с другими детьми своим опытом в искусстве бисероплетения, оригами, выкладывания из шерсти, в области изобразительного искусства. Наставник на своем личном примере показывает определенные методики, навыки совершения определенных действий, способы решения поставленных задач, делая учебные ситуации понятнее. Обучающиеся-наставники совместно с педагогом готовят для своих подопечных массовые мероприятия либо принимают в них совместное участие. Наставничество в системе «ученик – ученик» должно курироваться взрослым, инициирующим активность детей. На осенних каникулах совместно с Городским методическим центром учениками-наставниками был организован проект «Сезонная школа». Он направлен на развитие лидерского потенциала, поддержку социальной адаптации учеников 4-5‑х классов в школьной среде. Для себя я выделила критерии эффективности системы наставничества «дети – детям» после прохождения всех этапов данного проекта:
1. Появляется желание быть лидером.
2. Усиливается мотивация не просто ходить в школу, а получать удовольствие от учебы.
3. Повышается адаптация в школьной среде.
4. Повышается значимость профильных и предпрофессиональных классов в школе.
Реализация модели наставничества «дети – детям» способствует помощи ребенку в самореализации, успешной адаптации, повышению уровня социализации, личностному развитию ребят, а также устранению или минимизации факторов, препятствующих этому развитию.
Юлия КОСТОВСКАЯ, педагог-организатор школы №626 имени Н.И.Сац
Комментарии