Еще на открытии финала конкурса «Учитель года России»-2018 многие официальные лица упоминали о том, что это самый значимый профессиональный конкурс и он по силе переживания и волнения не уступает серьезным спортивным состязаниям. И оказались правы. Действительно, конкурсанты признались, что прожили этот педагогический марафон на одном дыхании, и некоторым даже не хватало времени на сон. Однако каждый день конкурсного «забега» все-таки был днем, ведущим к финишу. И время объявлять пятерку финалистов пришло.
Постарались на «5»!
Лучших учителей страны ждал Георгиевский зал Михайловского дворца. Под сводами бывшего императорского замка состоялось подведение итогов II тура федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018. В церемонии, которая приятно сочетала в себе музыкальные номера и праздничный ужин, приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина.
Открывая конверт с именем первого призера – учителя обществознания и права из Чеченской Республики Алихана Динаева, Георгий Полтавченко заметил, что стать призером такого конкурса – значит доказать свой высочайший профессиональный уровень. Глава региона также выразил надежду, что, несмотря на колоссальную занятость, учителя все-таки смогли насладиться музейной и театральной жизнью города. К слову, Алихана Динаева можно назвать отчасти петербургским учителем, поскольку в городе на Неве он получал высшее образование и уже тогда полюбил невские берега всей душой.
Поздравляя второго призера – учителя информатики и ИКТ, технологии из Москвы Игната Игнатова, Татьяна Синюгина поблагодарила Санкт-Петербург за потрясающую организацию финала конкурса и пожелала педагогам плодотворного осмысления всего пережитого. «Этот опыт был в вашей жизни, стал вашей личной историей и историей конкурса, и, значит, все было не зря», – сказала замминистра. Самому профессиональному конкурсному движению Татьяна Синюгина пожелала новых ошеломляющих открытий.
Еще троих обладателей Малого пеликана – учителя истории, обществознания и права из Псковской области Илью Казанцева, учителя истории и обществознания из Московской области Григория Назарова и учителя химии из Брянской области Юрия Клюева – назвали председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга Жанна Воробьева, заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова и главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец.
Обаятельной мужской пятерке достались горячие и дружные аплодисменты всего зала, однако было понятно, что на осмысление победы еще нужно время. Но почти все призеры подчеркнули, что высокий статус обладателя Малого пеликана не меняет внутренней сущности педагога. Он как был ответственным человеком, так и продолжит им оставаться. «Главное – всегда быть самим собой», – добавил Юрий Клюев. К слову, педагог считает, что самыми сложными в конкурсе были испытания, связанные непосредственно с детьми, – «Урок» и «Классный час». Договориться с самим собой можно, а вот договориться о чем-то заранее с детьми трудно, поэтому все равно придется искать ситуативное решение, уверен Юрий Клюев.
Именно с такой задачей столкнулся на своем открытом уроке и Алихан Динаев. Теперь уже можно рассказать, что, когда он старался к концу урока подвести десятиклассников к мысли о том, что гуманизм – это один из критериев прогресса, один молодой человек уже на 10‑й минуте занятия сообщил об этой истине учителю. Конкурсанту пришлось на ходу перестраивать всю конструкцию урока.
Сложным испытанием назвал «Классный час» и Григорий Назаров. Прежде всего из-за того, что пытаешься «пробежаться» по всем 30 темам, не зная, какая в итоге выпадет тебе по жребию. В любом случае каждого выручают собственные секреты. У Григория Назарова секрет такой – просто взять и сосредоточиться.
Каждый из пятерки не забыл поблагодарить своих коллег, что были рядом все две петербургские недели, коллег из домашнего региона, друзей, близких, учеников, которые звонили, писали, устраивали флешмобы в поддержку своих наставников. Илья Казанцев так и сказал: «Мы приехали на конкурс с малым опытом, а уезжаем, обретя не только новые профессиональные знания, но и замечательных друзей».
У любого конкурса есть продолжение, и даже тот, кто убежден, что ничего нового из него не вынес, все равно больше приобрел, чем потерял. Как верно заметила Татьяна Синюгина, этот долгий профессиональный путь уже стал частью общей и, что важно, личной педагогической истории.
Победитель здесь каждый
Ожидание очередного конкурса меньше всего похоже на коллекционирование однообразных, пусть и ярких, событий. Конкурсное движение – это праздник длиной в жизнь, наполненный джазовой ритмикой встреч и возможностей профессиональных открытий, это желание самосовершенствования и обретения новых смыслов под звуки учительского вальса, всегда так волнующего душу. И все-таки мы каждый раз с нетерпением ждем этого дня, когда со сцены Государственного Кремлевского дворца будут чествовать наших героев – учителей, когда увидим тех, кто своим трудом формирует будущее, когда узнаем, кто как победитель конкурса олицетворяет наше настоящее.
Победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018 стал Алихан Динаев, преподаватель обществознания и права математической школы №1 имени Х.И.Ибрагимова г. Грозного Чеченской Республики. О нем «Учительская газета» еще расскажет, человек он интересный, молодой, умеющий мечтать и добиваться того, чтобы мир вокруг менялся. И все же…
Праздничный концерт, посвященный Дню учителя, вели телеведущая Светлана Зейналова и актер Дмитрий Харатьян: теплые слова артистов и коллег по цеху, правительственные поздравления и специальные призы – это был чудесный вечер, вдохновляющий!
Приветствие Президента Российской Федерации зачитал его помощник Андрей Фурсенко:
– Нелегкий, но благородный и востребованный труд учителя и наставника во все времена пользовался в нашей стране особым почетом. Именно от вас, вашей мудрости, терпения, самоотдачи во многом зависят личностное и профессиональное становление подрастающего поколения, активная общественная и жизненная позиция юных граждан. Важно, что вы с безмерным уважением относитесь к богатейшим традициям, которыми славится отечественное образование, к уникальному творческому, созидательному, духовному наследию предшественников. Всегда открыты новым знаниям, прогрессивным методикам и технологиям, достойно выполняете свою высокую подвижническую миссию. Государство и впредь будет делать все для повышения статуса учителя, укрепления социальных гарантий тех, кто трудится в сфере образования – ключевой для будущего России.
Малых Хрустальных пеликанов пятерым призерам «Учителя года России»-2018 вручили заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова и председатель Большого жюри конкурса, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий.
– Я хочу вас искренне поблагодарить за то, что вы выбрали эту благородную профессию – профессию учить детей, – от имени Правительства РФ поздравила всех сидящих в зале Татьяна Голикова. – Вы на протяжении длительного периода находитесь с ними, они впитывают от вас самое лучшее. В последние годы отрасль образования получает существенную государственную поддержку. Мы эту поддержку продолжим. Мы продолжим строить новые школы. Только за последнее время благодаря финансовой поддержке из федерального бюджета построено 116 тысяч новых школьных мест. С 1 января 2019 года обретет новую жизнь новый национальный проект «Образование», на эти цели будет направлено 747 миллиардов рублей, из них 252 миллиарда пойдет на нашу школу.
Председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова вручила специальный приз «За социальную активность» учителю физической культуры школы №156 имени Б.И.Рябцева Нижнего Новгорода Сергею Лебедеву.
Особые слова благодарности прозвучали в адрес педагогов, обучающих детей, которым требуется длительное лечение. Специальным призом «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении в детских больницах» были отмечены Екатерина Зорина, Марина Кропычева, Иван Гусев и Мария Иванова. Этот специальный приз вручили министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова и глава Минпросвещения Российской Федерации Ольга Васильева.
– Надеюсь, случится то, о чем мы мечтаем: сейчас у нас 26 регионов, где организованы центры для обучения детишек при больницах, – подчеркнула Ольга Васильева. – Но мы надеемся, что все регионы смогут организовать подобные центры, в которых мы сможем учить наших детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Специальный приз «За содействие гражданскому воспитанию и формированию культуры мира среди обучающихся» от Центра толерантности получила Эмма Сафиуллина, учитель английского языка гимназии №39 Республики Башкортостан.
Специальный приз «За профессиональное владение русским языком» от Ассоциации учителей литературы и русского языка получили учитель начальных классов школы №29 с углубленным изучением отдельных предметов Смоленска Анна Игнатенко, учитель истории и обществознания гимназии №1 Челябинска Екатерина Казакова и учитель биологии школы №32 Братска Татьяна Пронович.
Специальный приз «За мастерство в использовании современных информационных технологий» от компании Mail.ru Group был вручен учителю информатики из Самары Екатерине Балькиной.
Советник Президента Российской Федерации Александра Левицкая и министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков вручили награду абсолютному победителю Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России»-2018 Наталье Черновой, учителю-логопеду, учителю-дефектологу детского сада №40 комбинированного вида из Петропавловска-Камчатского.
Комментарии