Сегодня в фокусе внимания педагогической общественности вопросы изменения миссии школы. Все чаще обсуждаются проблемы, связанные с обновлением содержания образования, трансформацией образовательной среды, направленной на развитие способностей и успешности каждого ребенка.
Какая она, современная школа? Существует ли четкое разграничение между обучением и воспитанием? Как изменилась роль учителя и классного руководителя в личностном становлении детей и подростков? Давать знания или формировать целостную картину мира, формировать навыки, необходимые для жизни и будущей профессии?
С 2017 года в школе №1467 реализуется проект «Профориентация, доступная каждому», ключевыми механизмами которого стали современная образовательная среда, ранняя профориентация, профессиональные пробы, сетевое партнерство. Разработанная система профессиональной ориентации охватывает все уровни образования и реализуется на принципах непрерывного психолого-педагогического сопровождения.
Принято считать, что проблема выбора профессии впервые затрагивается в подростковом возрасте и ограничивается классными часами, внеклассными мероприятиями и специальными психологическими тестами. Это мнение ошибочно. Знакомство с миром профессий начинается задолго до первых профориентационных опросов и анкет. В процессе игры и творчества уже в дошкольном возрасте закладываются первые представления о труде взрослых. В дни проектных недель родители рассказывают малышам о своих профессиях, проводят увлекательные мастер-классы. Дошкольники пробуют свои силы в профессиональных пробах по компетенциям московского чемпионата KidSkills. Часто родители вместе с учителями и воспитателями становятся наставниками участников конкурса профессионального мастерства. В 2021 году две ученические команды школы №1467 в возрасте до 10 лет стали призерами чемпионата KidSkills в компетенциях «Кулинарное дело» и «Малярное дело».
Для дошкольников и школьников всех возрастов открыты лаборатории инженерного класса, химические лаборатории, где ребята под руководством старшеклассников проводят свои первые опыты, учатся конструировать роботов, занимаются программированием и 3D-моделированием. Погружение в практико-ориентированную конвергентную среду, знакомство с современным оборудованием и технологиями, работа над проектами позволяют ученикам осваивать компетенции soft skills и навыки профессий будущего.
Профориентация в школе №1467 строится на основе сетевого сотрудничества. Среди партнеров школы ведущие вузы города: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, РТУ МИРЭА, Институт русского языка имени А.С.Пушкина, Государственный университет технологий и управления, Институт мировой литературы Российской академии наук. Наши ученики имеют возможность посещать научные лекции, готовить свои индивидуальные учебные проекты под руководством преподавателей высших учебных заведений. Проекты, над которыми работают наши ученики, получают одобрение в институтах и печатаются в сборниках научных работ. На протяжении трех лет старшеклассники школы №1467 трижды становились победителями и 20 раз призерами научно-практических конференций «Наука для жизни» и «Инженеры будущего».
Новую грань возможностей открывает партнерство с образовательным комплексом «Юго-Запад», Московским индустриальным колледжем, образовательным комплексом градостроительства «Столица». Ученики школы, участвуя в мастер-классах, профессиональных пробах, имеют возможность осваивать различные профессии, получают опыт работы на высокотехнологическом оборудовании. Ежегодно ученики 9-11‑х классов принимают участие в проекте «Профессиональное обучение без границ». За три года более 350 школьников получили свидетельства о присвоении рабочей профессии по специальностям «водитель», «оператор ЭВМ», «чертежник», «маляр», «замерщик на топографо-геодезических и маркшейдерских работах», «повар», «кондитер».
Развитие системы профессионального самоопределения активно реализуется через участие школьников в профессиональных чемпионатах WorldSkills. На протяжении трех лет обучающиеся нашей школы успешно конкурируют с сильнейшими школьниками и студентами Москвы, занимают лидирующие позиции на чемпионате. За это время ученики школы №1467 становились призерами Международного чемпионата WorldSkills, победителями и призерами национальных и региональных состязаний профмастерства.
Особый акцент приобретает профориентация, когда мы говорим о системе поддержки, развитии талантов и способностей детей с особыми образовательными потребностями. И здесь важно использовать все возможные ресурсы для расширения жизненных перспектив детей и подростков: психологическую поддержку школьной службы сопровождения и специалистов ГППЦ, кураторство классного руководителя в реализации индивидуального образовательного маршрута, стажировочные площадки и открытые двери наших социальных партнеров – колледжей, вузов, предприятий.
Школа №1467 является ресурсной школой, где созданы условия для получения образования для детей с разными стартовыми возможностями. Для повышения эффективности профориентационной работы было принято решение разработать программу и открыть объединение дополнительного образования «На пути к «Абилимпиксу». Данная программа стала востребованной среди школьников. Ребята получили возможность в течение года освоить различные профессиональные компетенции. Открыты студии малярного дела и декоративных работ, штукатурного дела и сухого строительства, центры компетенций «Туризм», «Экономика и бухгалтерский учет», «Издательское дело», мастерские клининга и сестринского ухода. Каждый ученик имеет возможность попробовать себя в различных профессиях, выбрать занятие по душе и уже после этого целенаправленно оттачивать профессиональные умения и навыки.
С 2019 года ученики школы №1467 являются многократными победителями московского и национального чемпионата «Абилимпикс». В составе сборной Москвы среди сильнейших школьников страны наши воспитанники завоевали 4 золотые, 2 серебряные и 1 бронзовую медали. Приобретенный опыт, умноженный на уверенность в своих силах, – формула успеха детей в будущей самостоятельной жизни. Победители чемпионата не останавливаются на достигнутом, осваивают новые компетенции, а также передают свой опыт, проводят мастер-классы от чемпионов для будущих участников конкурса профессионального мастерства.
Крайне важно, когда на пути в профессию школьника сопровождают и направляют вовлеченные учителя, педагоги дополнительного образования, готовые открыть все ресурсы для реализации талантов, способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов. В этой системе роль классного руководителя имеет первостепенное значение. Классный руководитель составляет для учеников программу педагогической поддержки, организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции. В рамках проекта «Субботы московского школьника» организуются посещения лекций, мастер-классов, фестивалей, тренингов, профориентационных экскурсий.
Профессиональная ориентация и самоопределение школьников как школьный этап поддержки и сопровождения обучающихся на пути в профессию создают условия для того, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свои таланты, имел возможность сделать осознанный выбор профессии.
Светлана ГРАЧЕВА, заместитель директора по содержанию образования школы №1467;
Татьяна БЕЛЯЕВА, директор школы 1467
Комментарии