Быть педагогом непросто. Особенно в современной школе, где требования к учителю с каждым годом становятся жестче.
Что делать? У кого искать помощи? Эти и многие другие вопросы часто тревожат душу молодого специалиста.Школа – неподходящее место для любителей размеренной жизни. И все же, если вам по вкусу ежедневные сюрпризы, а решение всевозможных этических, эстетических, организационных проблем ваш конек, то места лучше не найти.Я отдаю себе отчет: стать настоящим педагогом можно только в том случае, если пройдешь все ступени профессиональной лестницы.Особенно трудным мне казался воспитательный аспект деятельности учителя. Однако сейчас, на третий год работы в школе, я впервые стала «классной» в 5-м «Б». Это радостная и ответственная миссия.Коллектив класса – сложнейший организм. Нужно очень хорошо знать каждого ребенка: знать, чем живут, о чем думают, мечтают, чего хотят, чего боятся. Я должна сделать все, чтобы они мне доверяли, чтобы видели во мне друга и наставника. Я очень боюсь ошибиться и иногда ощущаю себя хирургом, проводящим многочасовую операцию.Вообразите, что каждый день…Щипцы. Вата. Скальпель. Снова драка. Опять «два» по географии у Володи… Ваня, вновь Марь Иванна отобрала у тебя телефон на уроке. Снова драка. Будем разговаривать с родителями… Казалось, что этим хаосом управлять невозможно.Ой, только не все вместе обниматься, задушите меня ведь! И сердце мое тает.И знаете, что? А мне все это нравится!В первом же полугодии мне «посчастливилось» столкнуться с букетом проблем: девочки не хотят собирать волосы, мальчишкам сменка тяжела, учителя жалуются на поведение ребят на уроках, постоянно звонят родители. И как будто стандартных проблем адаптации пятиклассников мало. В придачу ко всему «вишенкой на торте» стал продолжающийся с 4-го класса глубокий конфликт между отдельными маленькими «неспокойными пассажирами».Что делать? Сохранять спокойствие.Где искать помощи? В учительской.Кого спрашивать? Коллег.Три простых ответа, которые помогают молодому специалисту решить любую задачу.Ребята не хотят носить школьную форму? Знаем, как с этим бороться. Каждое утро встречать возле раздевалки с похвалой тех, кто одет как положено. Подчеркнуть элегантность, аккуратность внешнего вида. Через пару недель проблема будет решена. Затем только периодический точечный контроль.Коллеги постоянно жалуются на класс? Не станем делать из этого проблему. Пообщайтесь с ними и проявите эмпатию. Постарайтесь раскрыть внутренний мир ребенка. Пусть коллега посмотрит на ученика вашими глазами.Родители не дают покоя? Радуйтесь! Им не безразличны дети. А значит, таких родителей можно сделать своими друзьями и помощниками. Да, мы тот самый барьер, который первым принимает на себя негодование родителя, все его недовольство ситуацией, возможно, даже агрессию и злость. Что же делать? Сохранять спокойствие. Поговорите с родителем откровенно и по-доброму, дайте ему почувствовать ваше участие и заботу о судьбе ребенка. Родитель негодующий быстро превратится в вашего союзника. При этом вероятность возникновения конфликта уже будет сведена к минимуму.Есть, конечно, ситуации и нерядовые, решение которых требует особых усилий, опыта и знаний. И вот тут на помощь придут ваши коллеги. Любая неразрешимая проблема в учительской магическим образом превращается в «А помните, у нас когда-то…». Паника начинает отступать, голова проясняться, и если даже вам не дадут пошаговую инструкцию к разрешению ситуации, то компетентный совет не заставит себя долго ждать. Не бойтесь показаться неопытным или даже глупым, взаимодействуйте активно со всеми, кто может оказаться хоть сколько-нибудь полезным: администрация, коллеги-предметники, коллеги – классные руководители, родители, социальный педагог, психолог, библиотекарь… Никогда заранее неизвестно, кто подаст вам спасительную идею или станет источником творческого вдохновения.Итак, пройдя недолгий, но тернистый путь, мне удалось определить свои универсальные правила успешности педагога:1. Сохранять позитивный настрой в любой ситуации. Проблем нет, есть задачи, которые необходимо решать.2. Знать детей, общаться с ними, принимать их видение мира.3. Обращаться за помощью к коллегам и перенимать их бесценный опыт.И еще одно. Педагог, как и врач, отвечает за жизнь своего подопечного. В наших руках оказывается самое драгоценное – душа ребенка, которая не терпит грубости и экспериментов. Экстренные ситуации порой вынуждают нас срочно принимать меры, но все же сделайте сначала глубокий вдох, затем выдохните и напомните себе: «Сохраняй спокойствие, и все получится». Прежде чем что-то предпринимать, надо всегда задать себе вопрос: какие последствия может иметь через несколько часов, дней или даже лет тот или иной ваш поступок? Сможет ли он помочь ребенку стать лучше и вырасти над собой или же послужит примером слабости и попустительства?Часто говорят, что душа ребенка – горящий факел. И задача классного руководителя и учителя – сделать так, чтобы этот факел горел как можно дольше и ярче.Анна ВОЛОХОВА, школа №1272
Комментарии