search
main
0

Вчера, сегодня, завтра

А надо ли сравнивать?

Вы ходите на встречи выпускников? Я да. Нечасто, потому что уехала из родного города много лет назад. И потому что жизнь затянула меня и моих одноклассников в нескончаемый хоровод повседневных забот. Но, когда мы собираемся, чтобы вспомнить школьные годы, теплота этих редких встреч согревает меня надолго…

Что вспоминается о школе? Да мало ли чего! Ведь школа – это целый мир, в котором связано и переплетено так много событий! Интересные уроки, общение с одноклассниками, поездки за город, экскурсии, веселые конкурсы и серьезные выпускные экзамены, любимые учителя… Стоп. Вот он, главный узелок. Тот самый, к которому тянется так много разноцветных ниточек-воспоминаний! Любимый учитель. Что это такое? Это доброта в его глазах, даже когда я была неправа и получала заслуженное замечание. Это желание делиться с учениками не только знаниями по предмету, но и впечатлением о прочитанной книге. Это полет творческой мысли, в который учитель отправлялся вместе с нами, давая возможность стать у штурвала и побыть капитаном. Это его высокий профессионализм, осознание которого придет к нам позже, а пока та самая мотивация: я стремлюсь в школу, потому что там интересно и здорово быть самим собой! Мои любимые учителя до конца дней незабвенны.

Помню уроки русского, наша совсем еще молодая учительница подбирала для нас особенные темы сочинений. И мы писали, открывая чистому листу свои сердца, о том, что такое совесть и что значит быть настоящим другом, о своих мечтах и планах на будущее, о любимых книгах и литературных героях. А потом, когда мы встретились через двадцать пять лет, она принесла нам эти пожелтевшие листочки, и мы словно заглянули в лицо себе пятнадцатилетним. А сколько интересных книг было прочитано на уроках литературы! Какая бурная полемика разворачивалась, когда мы разыгрывали театральный худсовет и обсуждали героев знаменитых пьес Островского или «Собачье сердце» Булгакова! В литературно-музыкальных композициях мы открывали для себя поэзию ХХ века, а в театральных постановках учились быть свободными и не бояться сцены.

Помню учителя истории. Про таких говорят «глыба». Умная, знающая, увлеченная, строгая, а как еще? На уроках она была подобна многорукому богу Шиве! Потому что у нее никто не сидел без дела. Одни писали «летучку» – короткую работу по пройденному материалу. Другие старательно разукрашивали по памяти контурные карты, вычерчивая стрелками направления исторических походов. Третьи штудировали в учебнике новый параграф, а какой-нибудь счастливчик отвечал у доски домашнее задание. А еще она возила нас на экскурсии. Это было особенное событие! На электричке в Зарайск или Коломну, к древним кремлевским руинам или в Новую Третьяковку на выставку работ Верещагина. И по дороге домой обязательное обсуждение, а еще песни, игры, дружеское общение с однокашниками.

Так упрочилась моя любовь к истории и литературе, заложенная еще мамой и бабушкой. И понимание, что все предметы важны, если хочешь быть профессионалом и просто образованным человеком. В физико-математическом классе, где я училась, преподавание математики велось на высочайшем уровне. И хотя судьбу свою я связала с гуманитарной сферой и музыкой, но именно систематические занятия математикой помогли мне добиться многих профессиональных высот.

Современная школа, особенно столичная, далеко ушла от школы моего детства. Сохранив уютные традиции своих, домашних событий и праздников, она активно выходит за границы этой, только внутришкольной жизни, открывая перед ребенком массу возможностей. Конкурсы, научно-практические конференции, олимпиадное движение разного направления уже с начальных классов… Нет необходимости перечислять все образовательные ресурсы, которыми обладает Москва для развития и поддержки детских талантов. Но есть тема, которую я считаю важной для наших детей, – это возможность уже в школьные годы определиться с будущей профессией.

Система предпрофильного школьного образования была заложена давно. Но именно в последние несколько лет она получила мощное развитие. Когда мои ученики в 2019 году оканчивали девятый класс, они могли выбрать для себя помимо гуманитарного и экономического еще инженерное, медицинское и IT-направления, войдя в целый ряд серьезных городских проектов. Сейчас список профильных классов расширен. А это специализированный учебный план, система дополнительных и внеурочных занятий по углубленному изучению материала, предпрофессиональные экзамены, партнерство с ведущими вузами страны.

А еще семинары, экскурсии в лаборатории, научные центры и на предприятия, мастер-классы и живой обмен опытом с другими ребятами из столичных профильных классов. И конечно, возможность проявить себя, участвуя в научно-практических конференциях и конкурсах. К концу обучения в школе у выпускника уже есть собственное портфолио, где отражены все его достижения в спорте, творчестве, учебе, волонтерской деятельности. Такое портфолио – очень серьезное дополнение к баллам, полученным за выпускные экзамены. И во всех этих достижениях незримо присутствует личность учителя – наставника, помощника, друга.

Вспоминаю, как младший сын готовился к защите проекта на открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего». Задач перед десятиклассником было много: выполнить сложные расчеты, грамотно изложить теоретический материал, снабдить его чертежами 3D-моделей, создать презентацию, выстроить емкую и лаконичную защиту. Что-то уже было освоено в средних классах. Что-то было впервые. И на каждом этапе этой серьезной работы с ним была профессиональная и человеческая поддержка учителя информатики Елены Сергеевны Самойловой. Став призером конференции, мой сын с благодарностью разделил свою победу с ней.

Мы склонны жить воспоминаниями. А еще любим сравнивать прошлое с настоящим. Школа нашего детства и школа наших детей… Сравнивать их непросто, да и нужно ли? Пожалуй, нужно с одной целью: сохранить все лучшее. Школа, на мой взгляд, должна быть местом силы для детей. Девять – одиннадцать лет жизни человека – это как большая книга. И перелистывая ее, каждый выпускник пусть осознает бесценность этой книги. Ведь на ее страницах есть все: радость открытий, доверительность отношений, мудрость опыта и начало нового пути во взрослую жизнь. А еще главное, чему школа научила меня: ты должен быть профессионалом, но прежде всего ты должен быть человеком.

Мария ЛАРИНА, учитель музыки школы №2036

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте