Указом Президента РФ 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Указ коснулся каждого региона, он несет в себе множество изменений, но важно понимать, что теперь о таком феномене, как наставничество в системе образования, заговорили официально. Это лишний раз доказывает, что вопрос наставничества является как никогда актуальным и нужно разобраться, что это и как его можно реализовать в средних школах.
Опыт Финляндии и стран Юго-Восточной Азии отлично показывает, как хорошо может работать грамотная система наставничества. Так каким может быть наставничество в российских школах?
Независимо от того, о какой модели наставничества идет речь, всегда есть наставник и наставляемый. Вопрос только в том, как распределятся эти роли среди участников образовательного процесса. В системе образования взаимодействуют ученики, их родители, педагогический состав (в том числе и классные руководители), представители администрации. Но нужно связующее звено, которое поможет всей этой системе функционировать исправно, как часы. Может ли кто-то из участников образовательного процесса стать тем самым наставником?
С одной стороны, им часто видят именно классного руководителя, который поможет ребенку справиться с проблемами, проследит за его успеваемостью, окажет поддержку родителям, если они столкнутся со сложностями в воспитании. Но система, о которой идет речь (например, целая параллель), слишком велика, чтобы ее мог охватить учитель, который должен еще и как предметник работать над достижением обучающимися высоких образовательных результатов. Именно поэтому современный наставник должен стать важным элементом любого педагогического коллектива.
Кто же он, современный наставник в системе образования? Это человек с психолого-педагогическим образованием, занимающийся исключительно наставничеством. Он помогает ребятам в сложных жизненных ситуациях, выстраивает индивидуальные образовательные траектории обучающихся, тесно взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса. Работа наставника не предполагает преподавания каких-то предметов, что позволяет ему сосредоточиться исключительно на своей миссии. Особая роль наставника связана также с грамотной профориентацией обучающихся, что особенно важно при реализации огромного количества городских проектов, как, например, в Москве. Его задача – помочь ребенку выбрать по-настоящему свой путь, когда выбор слишком велик. Именно с реализацией такой формы наставничества и связан мой управленческий проект, представленный на втором этапе конкурса «Педагогический старт» в номинации «Учитель-лидер».
Но может ли функцию наставника выполнять кто-то еще? Конечно, и речь здесь идет об учителях с опытом работы. Высокого уровня подготовки педагогических кадров в РФ недостаточно, попадая на работу в школу, молодой специалист сталкивается с огромным количеством сложностей и вызовов. И вот тут нужна помощь более опытного педагога, который не только поможет справиться со всеми проблемами, но и не допустит профессионального выгорания молодого специалиста в начале его карьерного пути.
Когда говорят о наставничестве, то речь не всегда идет о каком-то взрослом человеке, а часто о том, к кому ребенок сможет прислушаться. Пятиклассник, испытывающий стресс после перехода из начальной школы в среднюю, еще слушает советы педагогов и своих родителей, но, по его мнению, все взрослые с этими проблемами сталкивались очень давно, а может, и не сталкивались вовсе. Семиклассник, поступивший в желаемую вертикаль, будет знать об этом явно гораздо больше. Именно поэтому в школах должна появиться система шефства, где роль наставников берут на себя обучающиеся на несколько лет старше. Да и сами начинающие наставники многому могут научиться благодаря такому взаимодействию.
2023 год, объявленный Годом педагога и наставника, на самом деле может стать поворотным моментом в развитии отечественной системы образования, и надо не упустить возможность сделать его таким в новых реалиях постоянно меняющегося мира. Именно появление новых специалистов и даже новой философии наставничества на федеральном уровне может изменить эту систему в лучшую сторону.
София ЕРХОВА, учитель физики школы №199
Комментарии