Успешный современный урок – какой он? Как понять, что все цели достигнуты и задачи выполнены? В XXI веке умение общаться, проводить переговоры, владеть и пользоваться информацией являются ключевыми компетенциями. Несомненно, век цифровых технологий накладывает отпечаток на скорость обмена информацией, формы подачи и способы ее получения.
Но выстраивание диалога, понимание собеседника и эмпатия являются неотъемлемыми составляющими достижения поставленных задач общения, подчеркивая ценность и важность собеседника. Учителю как наставнику необходимо четко осознавать, что обучающийся должен научиться ставить цели общения, достигать их путем использования речевых оборотов, чутко реагировать на эмоциональное состояние собеседника и подбирать соответствующие модели поведения. Казалось бы, как достичь такого мастерства учеников в ходе урока английского языка? Ответ очевиден: создавать реальные ситуации общения, в которых каждый обучающийся почувствует себя успешным. Когда тема дискуссии вызывает жаркий спор обучающихся, когда они планируют исход переговоров, даже если они имитированы, заставляют находить доводы для своих аргументов, приводя примеры из личной жизни и исходя из своего опыта.
Занятия, на которых учащиеся имеют возможность общаться друг с другом, помогают им эффективно формировать свои знания. Подчеркивая коллективный и кооперативный характер научной работы, ученики разделяют ответственность за обучение друг с другом, обсуждают различное понимание и формируют направление занятий. Акцент на классных взаимодействиях является одним из основных наблюдательных показателей, которые связаны с позитивным развитием учащихся.
Существуют различные типы взаимодействия в классе. Например, взаимодействие между обучающимися как в классе, так и вне его, взаимодействие между обучающимися разного уровня подготовки или взаимодействие между учащимися и преподавателями.
Активное взаимодействие студентов с учителем, содержанием урока и друг с другом способствует успеху последних. Урок, сфокусированный на учениках, предоставляет им множество возможностей для обсуждения идей в небольших группах, начала, развития и поддержания дискуссии целого класса. Одним из простых показателей этого является часть урока, посвященного ученикам, разговаривающим друг с другом. Важно и качество дискуссии: задачи, которые имеют потенциал для более чем одного ответа, могут генерировать более глубокие процессы мышления, а также сместить направление урока путем выявления актуальных и интересных фактов и событий, предложенных самими обучающимися в ходе решения поставленных вопросов.
Взаимодействие между ребятами может включать смоделированное сотрудничество, связанное с темой урока или цепью уроков, а также более неформальное социальное взаимодействие, которое может повысить комфортность общения учащихся друг с другом и с окружающей их средой. Мероприятия, основанные на взаимодействии между обучающимися, включают в себя:
– групповые проекты;
– театральные постановки;
– групповые тематические исследования;
– взаимообучение сверстников;
– ролевые игры;
– дебаты;
– совместный мозговой штурм;
– рецензирование отдельных работ.
Данный список не является исчерпывающим. Появление цифровых технологий, чатов и мессенджеров помогает продолжать обучение и вне рамок урока, когда у обучающихся есть установка решить поставленные задачи в свободное от урока время, например во время подготовки к следующему этапу обсуждения темы урока.
Все эти варианты заданий и моделей я использую на своих уроках в зависимости от темы согласно рабочей программе. Ребята проводят исследования и представляют результаты экспериментов на встречах, обсуждают короткие видеокейсы или организуют дискуссионный форум, где проводится мозговой штурм, альтернативный проблеме учебника.
В зависимости от количества обучающихся в классе я поощряю взаимодействие между ребятами в рамках всего класса, в небольших группах или парах. Работа с малочисленными группами помогает подчеркнуть индивидуальную подотчетность, позитивную взаимозависимость и одновременно индивидуальную траекторию развития каждой личности.
При планировании занятия следует уделить внимание следующим этапам взаимодействия в классе:
– определить цели курса и обучения;
– спланировать три важных аспекта (сложность, актуальность, любопытство);
– составить провокационные дискуссионные вопросы;
– выбрать убедительные и актуальные тексты;
– обсудить и/или демонстрировать интересные и актуальные на сегодня проблемы или текущие проблемные вопросы;
– спланировать тематические выходы/выезды на места приглашенных докладчиков и другие мероприятия, способствующие естественному интересу к материалу.
И, конечно, я призываю ребят позитивно взаимодействовать друг с другом. Класс должен быть открытым, позитивным и восприимчивым к дискуссиям и разногласиям, когда учащиеся должны объяснять и учить друг друга. Кроме того, ребята развивают чувство общности и приверженности друг другу. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными, что способствует возникновению новых и стиранию старых традиций, развивают сплоченность, а также механизмы самоорганизации и самореализации.
Ведь создание условий для формирования личной успешности обучающихся является целью программы «Столичное образование». Для современного учителя-наставника не существует рамок и границ для самореализации и внедрения передового опыта в области методики преподавания различных предметов.
Олеся ПРОЦЮК, учитель английского языка школы №1018
Комментарии