В конце прошлого года на базе Самарского института повышения квалификации и переподготовки работников образования состоялся Всероссийский образовательный семинар по развитию акции «Я – гражданин России». Он связан с распространением технологии проекта «Гражданин» в школах страны. Участники широко обсуждали вопросы организации акции, проведения региональных конкурсов социальных проектов, методического обеспечения, активного использования педагогами разных образовательных структур информационных ресурсов гражданского образования. В живой дискуссионной обстановке обсуждались проблемы: почему в целом ряде регионов такое важное направление российской системы образования, как гражданское, так и не стало полноправным школьным предметом, а социальное проектирование пробивает себе дорогу только благодаря активности небольшого числа педагогов-энтузиастов.
Учредителями семинара выступили: Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Министерство образования и науки Самарской области, Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самарский региональный Центр гражданского образования, Международное партнерство «Сивитас-Россия».
На семинар были приглашены специалисты органов управления образованием из 15 субъектов Российской Федерации, ответственные за развитие гражданского образования и реализацию акции «Я – гражданин России», а также квалифицированные методисты, курирующие данное направление в местных институтах повышения квалификации или методических центрах.
Четыре дня слушатели из республик Удмуртии и Татарстана, Кировской, Ленинградской, Омской, Смоленской, Тамбовской, Кемеровской, Оренбургской, Саратовской, Ярославской, Нижегородской, Пермской, Псковской областей и г. Рязани детально осваивали методику и организацию проектной деятельности учащихся в масштабах школы, района, региона, страны.
Они получили возможность обсудить важнейшие вопросы развития современной стратегии гражданского образования в России, а также особенности социального проектирования, организации и проведения Всероссийской акции «Я – гражданин России». Говорили и о развитии гражданской активности подрастающего поколения.
Участникам представилась реальная возможность в процессе участия в тренинге разработать и защитить свой вариант социального проекта; разработать программу проведения учебных семинаров в своих регионах и занятий по проекту «Гражданин» с разными категориями педагогов, подготовить их к ведению этой деятельности в своих школах, учреждениях дополнительного образования, молодежных общественных формированиях. Все смогли познакомиться с методикой организации и проведения в школе, районе, области конкурсов проектов «Гражданин», спецификой оценки и отбора лучших проектов; спланировать линии сотрудничества с фондом «Сивитас» и Самарским региональным Центром гражданского образования. Собравшиеся получили комплект методических материалов, учебных пособий, мультимедиа-продукции по проблемам социального проектирования школьников, подготовленных работниками Самарского ЦГО.
Участников семинара приветствовали на Самарской земле: начальник отдела специального и дополнительного образования Министерства образования и науки Самарской области Олег Рубежанский и ректор Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования Игорь Носков. Они отметили важность таких занятий для расширения социальной практики школьников в стране, что поможет формированию гражданских компетенций молодежи.
Выступление Носкова было также посвящено проблемам и перспективам развития гражданского образования. Он особо подчеркнул, что в условиях недостаточной государственной политики в формировании демократической культуры, слабого уровня развития институтов и традиций гражданского общества и правового государства, политической пассивности и правовой некомпетентности населения продолжает оставаться важным фактором гражданское воспитание детей.
Выработка и реализация единой государственной политики в области гражданского образования в Российской Федерации, содействующей демократической гражданственности в современном российском обществе, утверждающей такие ценности, как права и свободы человека, активное участие в жизни общества, уважение истории страны и ее народов, ответственность, толерантность, отказ от насилия и межкультурный диалог являются актуальными задачами власти, общества и школы.
Об организационно-методических проблемах развития Всероссийской акции «Я – гражданин России» рассказала Ирина Калиш, главный специалист отдела воспитательной работы и спорта Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию, ответственный секретарь акции. Она остановилась на всех этапах развития акции по годам – с 2001 по 2005 гг. – и ее перспективах в этом учебном году.
Ирина Викторовна отметила, что одним из наиболее эффективных методов вхождения юных россиян в реальные общественно-политические процессы является социальное проектирование. На протяжении последних пяти лет разнородные социальные и патриотические инициативы школьников из многих регионов страны реализуются в рамках Всероссийских акций «Я – гражданин России». Большой положительный опыт, накопленный в Самарской области, не остался незамеченным. И в сентябре 2000 г. Министерство образования решило развернуть в 2000-2001 учебном году Всероссийскую акцию «Я – гражданин России», которая завершилась летом 2001 г. конкурсом проектов лучших команд из разных регионов России.
В основу Положения о проведении этой акции взята самарская технология проекта «Гражданин», а региональный ЦГО стал соучредителем акции и ответственным за ее методическое сопровождение. И вот уже пять лет во Всероссийском детском центре «Орленок» собираются школьники с разных уголков страны на финал Всероссийской акции «Я – гражданин России». В 2004-2005 учебном году на Воронежской земле проходила уже V Всероссийская акция, в заочном этапе которой приняли участие более 1500 школьных команд из 54 регионов РФ.
Фундаментом будущего для многих тысяч школьников из разных уголков страны является участие в социально-образовательных проектах, во Всероссийской акции «Я – гражданин России». Их опыт реального взаимодействия с различными государственными и общественными структурами для решения актуальных социальных проблем становится в свою очередь кирпичиками в фундаменте гражданского общества новой России.
Иллюстрацией всего вышесказанного стала презентация фильма «Летопись Всероссийских акций «Я – гражданин России», который высветил особенности и своеобразие каждой из четырех проведенных акций.
Руководитель Самарского регионального Центра гражданского образования Владимир Пахомов, продолжая тему, отметил, что основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Это незаменимая сфера применения гражданских компетенций. Социальное проектирование не имеет жесткого ограничения во времени, в месте приложения сил. Здесь возможна живая практика, с настоящими социально значимыми результатами, реально влияющими на социальную действительность.
Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления о проблемах общества, полученные на уроках, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, наконец, страны в целом.
Руководитель Центра гражданского образования представил собравшимся особенности региональной модели подготовки граждан. В течение десяти лет в Самарской области преподается образовательно-воспитательный курс «Основы жизненного самоопределения», и ныне можно утверждать, что он дает возможность учителю в повседневном процессе обучения вносить свой вклад в расширение и обновление гражданского воспитания и развития личности. С другой стороны, участие детей в разработке и реализации социальных проектов «Гражданин», который стал «визитной карточкой» Самарской области в сфере граждановедения, стимулирует активную гражданскую подготовку юношества, позволяет каждому подростку реально познакомиться с деятельностью различных уровней властных структур, средств массовой информации, социологических служб, общественных институтов (региональных, федеральных и международных), а также проявить себя в культурной и общественной сферах.
В рамках семинара состоялся просмотр и разбор учебного фильма «Проект «Гражданин»: ступени социальной зрелости молодежи», созданного сотрудниками Самарского регионального Центра гражданского образования в содружестве с учителями-практиками. Содержание фильма, его методическая составляющая были высоко оценены слушателями, которые увидели в нем хорошее средство мотивации для развития этой образовательно-воспитательной технологии.
В течение двух дней на семинаре шел детальный разбор технологии проекта «Гражданин». Методисты регионального Центра гражданского образования представили технологический разбор всех восьми стадий социально-образовательного проекта «Гражданин»: Татьяна Кобелева демонстрировала первую стадию подготовки учащихся к работе над проектом; Зульфия Мазыр – различные методические приемы выбора проблемы проекта; Сергей Лосев – особенности сбора и анализа информации в ходе разработки проекта; Елена Шумская, методист кафедры социально-экономического образования СИПКРО, показала специфику этапа разработки собственного варианта решения проблемы; Галина Кондрат говорила об этапах реализации плана действий команды. Были продемонстрированы варианты лучших презентаций проектов школьников.
Все собравшиеся на эту учебу побывали в школе №34 г. Самары. Здесь социальное проектирование удачно встроено в целостную систему воспитательной работы. Ребятами разработаны и реализованы проекты по таким темам: «Зеленый город» в условиях поселка Зубчаниновка», «Экологический маршрут: Самара – Грушинская поляна», «Зимний сад» и другие. Учащиеся школы – победители самарского областного конкурса социальных проектов школьников 2005 года, финалисты V Всероссийской акции «Я – гражданин России» представили гостям школы свой проект «Обелиск».
Целью его стало выявление имен жителей поселка Зубчаниновка, погибших на фронте в годы Великой Отечественной войны, и увековечение их памяти в школьном зале Боевой славы. Реализуя первую задачу, учащиеся написали статью в местные газеты и подготовили обращение на телеканал «СКАТ». На обращение школьников откликнулись 213 родственников погибших. По материалам исследования было внесено 15 исправлений имен и фамилий. Для создания зала Боевой Славы ребята разработали эскизы, нашли спонсоров, отремонтировали помещение. 9 мая 2005 года состоялось торжественное открытие этого мемориального объекта с яркой документальной экспозицией, в центре которого – мемориальная доска с уточненными именами земляков-зубчаниновцев, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.
Проект имел огромное социальное значение для всех жителей поселка и города, получил общественный резонанс. Деятельность учащихся освещалась в газетах «Самарские известия», «Социальная газета», на телевидении «СКАТ». На областном конкурсе социально-образовательных проектов «Гражданин» (этап «Обелиск») проект школы №34 стал победителем. Региональное отделение партии «Единая Россия» вручило ребятам специальный приз «За высокую гражданственность».
Интересным и познавательным, по мнению слушателей, оказалось практическое занятие «Работа с портфолио социальных проектов – участников самарских областных финалов конкурсов проектов «Гражданин» и финалов Всероссийских акций «Я – гражданин России» 2001-2004 гг.». Оно проходило в двух группах с участием методистов и экспертов и закончилось обсуждением результатов их деятельности.
Один день работы был посвящен тренингу по подготовке варианта социального проекта. Все были разделены на две группы, которые разрабатывали социальные проекты в тесном взаимодействии с группами профессиональных экспертов. Р.Обуховым – председателем собрания представителей Кинель-Черкасского района Самарской области, Н.Кондратенко – деканом факультета менеджмента Самарского государственного университета, В.Рузанкиным – доцентом кафедры социологии Международного института рынка, С.Лосевым – ведущим научным сотрудником Самарского ЦГО. Состоялось детальное моделирование варианта проекта «Гражданин». В ходе тренинга участники получили реальную возможность задать вопросы по проекту представителям власти, общественных организаций, экспертов, собрать информацию в библиотеке СИПКРО, поработать в интернете.
Участники семинара разработали и защитили два проекта: «Дом для собак» (создание приюта для бездомных животных); «Ученье – свет, на улице – тьма», он был посвящен проблеме отсутствия наружного освещения в микрорайоне школы. Были предложены интересные варианты решения актуальных проблем.
Защита проектов проводилась в форме традиционной презентации групп с оценкой жюри, сформированного из экспертов. Участники семинара и члены жюри задавали авторам вопросы и получали конкретные, грамотные и взвешенные ответы.
По общему мнению приехавших на учебу, работа в тренинге обогатила их представление о реальных процессах создания и защиты проектов, вселила уверенность в проведении такой деятельности детей в своих школах.
В ходе дискуссии «Проблемы организации конкурса социальных проектов» обсуждались вопросы подбора специалистов в состав жюри, его эффективности и объективной оценки детских проектов на конкурсах. На обсуждении присутствовали представители законодательных и исполнительных органов, общественных организаций региона.
Участники семинара ознакомились с некоторыми информационными ресурсами гражданского образования, с веб-сайтом Самарского регионального Центра гражданского образования. Состоялась презентация CD-диска «Проект «Гражданин»: от Самары по России». Реализуя одну из прагматичных задач, слушатели, разделившись на региональные группы, разрабатывали планы по развитию VI Всероссийской акции «Я – гражданин России» в своей территории. Затем они представили свои планы по реализации Всероссийской акции, включающие в себя: проведение обучающих семинаров, курсов повышения квалификации совместно с ИПК (ИУУ), создание координационного совета по развитию акции, проведение летнего лагеря педагогического и молодежного актива по социальному проектированию, создание информационных ресурсов по социальному проектированию, выпуск сборников лучших проектов, освещение акции в СМИ, оказание консультационной помощи разным категориям педагогов по технологии разработки и реализации социальных проектов.
На «круглом столе» были высказаны предложения по организации Всероссийской акции «Я – гражданин России»: проводить ее по двум возрастным группам – до 16 лет, 16 лет и старше. Оргкомитету акции ввести в портфолио проекта информационную карту. Направлять всем участникам федерального заочного этапа свидетельства об участии конкретных школьных команд в смотре молодежных проектов. На финал Всероссийской акции приглашать и региональных координаторов.
Обмен мнениями о наиболее эффективных методиках гражданского образования (включая проект «Гражданин») позволяет сделать вывод о необходимости активизации усилий органов управления образованием по вовлечению в работу с детьми различных структур власти, правоохранительных органов, СМИ и общественных организаций.
Владимир ПАХОМОВ, руководитель Самарского регионального Центра гражданского образования
Комментарии