search
main
0

Важные открытия по плечу школьникам

Ирина БУЛАНОВА, начальник Северо-Западного окружного управления образования: – С октября 2005 года мы реализуем программу «Северо-Западный округ – научное будущее России: воспроизводство фундаментальной (практико-ориентированной) науки на территории СЗАО и стратегические линии занятости молодежи». Научное руководство программы осуществляет НИИ инновационных стратегий развития образования.

Программа опирается на имеющиеся в округе ресурсы.

С одной стороны, это неоспоримый научный и промышленный потенциал Северо-Западного округа Москвы, где находится более 50 научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений, широко известных не только в нашей стране, но и за рубежом: ВНИИ неорганических материалов имени Бочвара, НПО «Молния», РНЦ «Курчатовский институт» и его технопарк с несколькими десятками предприятий, Академия коммунального хозяйства имени Памфилова и так далее. Сохранить и использовать этот потенциал без включения молодежи в стратегии индустриального развития просто невозможно.

С другой стороны, сильной стороной образовательной системы округа уже много лет остается организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на всех трех ступенях школьного образования.

Цель программы – создание новой образовательной практики, основанной на интеграции науки, промышленности и образования. Таким образом, остро стоящие в государственном масштабе проблемы разрыва единого инновационного цикла от подготовки кадров для исследований до внедрения в производство новых технологий, отчуждения науки, промышленности и образования должны постепенно решаться.

Задача нашего эксперимента заключается в том, чтобы вовлечь старшеклассников в совместную работу с учеными и экспертами, обладающими реальным опытом научных и проектных разработок, чтобы связать детей с прорывными проектами, которые представляют собой образец нового технопромышленного уклада.

Эксперимент в округе идет более двух лет, в нем участвуют 43 образовательных учреждения, окружной методический центр, в выездных организационно-деятельностных играх под руководством НИИ инновационных стратегий развития образования принимают активное участие наряду с педагогами руководство и сотрудники муниципалитетов, управ, префектуры, представители науки, промышленности, старшеклассники школ СЗАО. На организационно-деятельностных играх был получен опыт коммуникаций между властью и учреждениями образования, наукой и промышленностью, одним из предметов которых была разработка и поддержка социальных образовательных проектов.

Мы прекрасно понимали, что идею интеграции невозможно реализовать, если кардинально не изменить инфраструктуру вокруг школы и не создать новые образовательные формы. Одной из таких форм стала Школа генеральных конструкторов. В ее основу положена идея того, что школьники вместе с учеными и представителями инновационной промышленности могут вместе проектировать новые контуры промышленного, экономического и социокультурного развития.

Школа генеральных конструкторов, созданная для старшеклассников, нацелена на выращивание детско-взрослых общностей нового типа, способных выдвигать прорывные проекты и всерьез включаться в их реализацию. ШГК создавалась как сетевая форма: в ее деятельности приняли участие школьники и учителя школ округа, а также представители научных институтов и научно-промышленных фирм не только Москвы, но и Санкт-Петербурга. Работая в ШГК под руководством ученых, юные слушатели замахнулись на построение схем тех отраслей, которых в настоящее время в России пока еще нет, – ядерно-водородной, мусороперерабатывающей и микроэлектронной отраслей, а также на построение «Российского регионального самолета следующего поколения».

Создавая проекты новых отраслей, учащиеся начали одновременно складывать для себя новые и перспективные формы занятости. Представители власти оказались, со своей стороны, очень заинтересованными в обсуждении результатов деятельности Школы генеральных конструкторов. Они увидели, что такой вариант развития школы позволит решить проблему кадрового голода на инновационных промышленных предприятиях округа. Не случайно интеграция науки, промышленности и образования не только стала задачей образования, но и была объявлена префектурой СЗАО целью эксперимента для всего округа. Это нашло свое выражение в совместном проведении по инициативе окружного управления образования выставки «Молодежная ЭКСПО-2007 на Северо-Западе Москвы: интеграция науки, промышленности и образования». Мы можем отнести проведение выставки к новым образовательным формам. Она стала уникальным пространством идей, местом, где старшеклассники округа представляли свои прорывные проекты, связанные с развитием науки и инновационной промышленности городской среды, форм местного управления, международного молодежного сотрудничества. Учащиеся ШГК подготовили проекты будущего устройства четырех промышленных отраслей: авиации, микроэлектроники, ядерно-водородной энергетики, мусороперерабатывающей отрасли. Эти проекты вызвали большой интерес, по мнению специалистов Департамента промышленности и науки, авторы уже сейчас имеют шансы на оформление патентов на все эти разработки. Свое видение промышленного будущего России также представили научно-промышленные организации СЗАО, кроме того, в ходе выставки были проведены «круглые столы», объединенные общей тематикой: «Превращение России в мирового лидера и роль молодежной инициативы в этом процессе», создано переговорное пространство между представителями разных сфер, состоялась коллегия префектуры, утвердившая окружную программу промышленной деятельности на 2007-2009 годы.

За полтора года работы Школы генеральных конструктов был выстроен фрагмент новой прорывной экспериментальной практики, следующей формой развития которого становятся «Детско-взрослые научно-образовательные производства», опирающиеся на опыт ШГК. В их разработку и построение активно включились школы №№705, 1327, гимназия №1519. На «круглом столе» в гимназии №1519 в рамках конференции «Школа будущего» был продемонстрирован опыт создания молодежного конструкторского бюро, работающего над проблемой создания регионального самолета в сотрудничестве с ОКБ имени Сухого. Интересное развитие получает секция ШГК по ядерно-водородной энергетике, заключен четырехсторонний договор о сотрудничестве, согласно которому стороны (СЗУО, Институт ядерно-водородной энергетики, Британский совет, НИИ инновационной стратегии развития образования) согласовали работу по созданию детско-взрослого производства. Британский совет ведет поставки лабораторного оборудования в три школы округа.

Создание детско-взрослых научно-образовательных производств специалисты сегодня напрямую связывают с построением модели Школы будущего. Именно Школа будущего должна предоставлять плацдармы, где ребенок мог бы применять знания, которые у него есть, для того чтобы порождать принципиально новые, двигающие вперед науку и общественную практику.

Детско-взрослые производства, Школа генеральных конструкторов – новая образовательная форма, ориентированная не только на работу с учащимися, но и на выращивание иного педагогического профессионализма, чем тот, который сложился в практике современной школы. Тематика проектов и технологии ШГК потребовали от учителя не только выйти за рамки своего предмета (предметных знаний и предметных способов деятельности), но и суметь войти в новые непривычные связи, взаимодействие с коллегами из других школ, с учениками из других школ, с методологами, методистами, представителями власти, промышленности и, наконец, с учеными.

Основная цель такого взаимодействия – создание условий для выращивания у детей способностей, которые позволят им в дальнейшем не только самостоятельно получать субъективно новые знания, но и совершать реальные открытия в разных областях, что сегодня актуально, как никогда.

Очевидно, что сегодняшняя система повышения профессионального уровня не имеет возможностей для подготовки педагогов для работы с такими проблемами и задачами. В ходе нашего эксперимента появляются и отрабатываются элементы новой системы повышения профессионализма учителя. В 2007 году 192 педагога из 34 образовательных учреждений прошли новое практико-ориентированное обучение в рамках эксперимента. Следующий шаг – создание условий для дальнейшего обучения этих педагогов и для осуществления ими трансляции полученного опыта новым участникам эксперимента. Таким образом, возникает инновационная творческая сеть педагогов-новаторов, складывается система для эксперимента дидактического и методического сопровождения.

К новым образовательным формам можно отнести и молодежные переговорные площадки. Силами молодежной общественности было проведено исследование, направленное на выявление ситуации, основных проблем и ожиданий молодежи и населения округа в плане повышения качества жизни. Активными участниками диалога были учащиеся школ, представители законодательной и исполнительной власти, предпринимательской среды, эксперты из различных институтов, журналистов. По результатам этих встреч старшеклассники начали разработку проектов социальной значимости: профориентационного проекта «Построй свою карьеру сам» и проекта «Малый политехнический музей», детско-молодежного движения «Сверстник», проектов «Создание транспортной площадки для изучения ПДД», «Рекультивация пруда «Исторический». Помимо переговорных площадок традицией в округе стало проведение молодежных форумов, например форума «Мир без наркотиков». Мы ожидаем, что в результате эксперимента в округе возникнет плацдарм таких молодежных инициатив, которые могут привести к реальному улучшению городской среды, повышению качества жизни в округе, появлению новых предпринимательских проектов и рабочих мест. Здесь немаловажную роль играет вовлечение молодежи в проектирование новых социальных связей на территории, осуществляемое в социальных образовательных проектах.

Усилия нашего округа направлены на решение главной проблемы – построение модели интеграции науки, промышленности и образования, позволяющей осуществлять переход к развитию совершенно разных уровней и звеньев системы образования, в том числе построению модели Школы будущего.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте