В зале Исполкома ФНПР состоялось заседание исполнительного комитета Общероссийского Профсоюза образования с участием министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова и министра правительства Москвы, руководителя Департамента образования столицы Исаака Калины.
Дмитрий Викторович, как отметила председатель профсоюза Галина Меркулова, впервые принял участие в таком заседании, Исаак Иосифович, будучи заместителем министра образования и науки РФ, в прежние годы тесно сотрудничал с отраслевым профсоюзом и встречался с членами исполкома.Первым вопросом в повестке дня было обсуждение процесса модернизации, который в последние четыре года развивается в Москве. Как отметила Галина Меркулова, процессы, происходящие в столице, не могут не интересовать отраслевой профсоюз, поскольку регионы в той или иной степени перенимают опыт Москвы, поэтому надо разобраться, а что, собственно, происходит в столичной системе образования и что регионам стоит использовать в своей работе. На заседании с докладом «О создании условий для повышения результативности школ Москвы: факторы и проблемы» выступили министр правительства Москвы, руководитель Департамента образования Исаак Калина и председатель Московской городской организации профсоюза Марина Иванова. Исаак Калина в общих чертах проинформировал профсоюзных лидеров о тех подходах к модернизации образования, которые в течение последних четырех лет успешно реализует столица. Конечно, все прекрасно понимают, что условия в Москве резко отличаются от условий, в которых работают региональные системы образования: другие возможности столичного бюджета, другая среда, которая может быть создана в образовательных учреждениях, другие управленческие модели, предлагаемые руководителями городского, окружного и муниципального уровней. Поэтому и результаты деятельности московской системы образования, о которых собрались поговорить члены исполкома, отличаются от региональных. Спрашивается, а есть ли что-то общее, что объединяет системы образования столицы и регионов? Объединяет прежде всего то, что они должны выполнять российские законы и создавать адекватные им модели, ориентируясь на высокое качество образования. Вне всякого сомнения, одинаковы и принципы социального партнерства: о них и о процессе социального партнерства, складывающемся в Москве, рассказала председатель городской организации Общероссийского Профсоюза образования Марина Иванова.Дмитрий Ливанов подчеркнул, что изменения, происходящие в московской системе образования, интересны главным образом тем, что они существенно опережают то, что происходит в регионах. Москва заглядывает вперед и торит дорогу именно региональным системам, предлагая те модели модернизации, которые в самом деле отвечают и законодательству РФ, и интересам развития современного образования в целом.На заседании исполкома лидеры региональных организаций профсоюза, конечно, не могли не задать министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову вопросы, касающиеся самых острых проблем социального партнерства. Этой возможностью воспользовались председатель Пермской краевой профорганизации Зоя Галайда, председатель Челябинской областной организации Юрий Конников, председатель Забайкальской краевой организации Нина Окунева, председатель Мурманской областной организации Елена Меркушова, председатель Тамбовской областной организации, депутат Государственной Думы РФ Марина Назарова. Профсоюзных лидеров волновала, конечно, зарплата педагогических работников.По словам вице-премьера Ольги Голодец, педагоги в конце года получат тринадцатую зарплату или премию. Вот и спросила Елена Меркушова министра: после таких выплат показатели средней учительской зарплаты в регионе вырастут, но ведь премии и тринадцатые зарплаты будут не всегда, не окажется ли потом регион в сложном положении, когда обычные зарплаты на этом фоне покажутся сниженными? Дмитрий Ливанов заверил, что, во-первых, будет понятно, за счет чего выросли зарплаты в конце года, и никто не станет наказывать регион за такие показатели в дальнейшем, во-вторых, есть надежда на то, что зарплаты и дальше будут расти, особенно у воспитателей детских садов.На то, что необходимо повышать зарплату не только воспитателей, но и помощников воспитателей, младшего обслуживающего персонала, обратила внимание министра Зоя Галайда. Марину Назарову волнует то, что учителям приходится заниматься бумажной работой – писать многочисленные отчеты, справки. Дмитрий Ливанов на это ответил так: мониторинг занятости педагогов работой, не имеющей отношения к их основной деятельности, показал, что такая загрузка возникает не на федеральном, а на региональном уровне, следовательно, наводить порядок надо в субъектах РФ. Кроме вопросов, министр получил и предложение, которое, по его словам, заслуживает внимания. Председатель Марийской республиканской организации Людмила Пуртова предлагает выдавать учителям сертификаты, которые позволят им выбирать учреждение, в котором они хотели бы пройти повышение квалификации.Еще одна инициатива поступила от Юрия Конникова – возродить совместную награду министерства и Общероссийского Профсоюза образования за успехи в социальном партнерстве. Дмитрий Ливанов обещал на эту тему подумать.В ходе дискуссии Галина Меркулова подчеркнула, что наиболее важным вопросом сегодня становится качество работы педагогов, профсоюз всегда готов поддержать учителей, но, разумеется, при достойном качестве их работы.Дмитрий Ливанов сообщил о том, что в 2014 году была в основном завершена работа над профессиональным стандартом педагогической деятельности, процесс апробации в регионах помог этот стандарт доработать, но торопиться с его введением министерство не будет: введение стандарта отложено до 2017 года.Завершающим стал вопрос, заданный председателем Студенческого координационного совета Общероссийского Профсоюза образования, заместителем председателя объединенной первичной профсоюзной организации МГУ имени М.В.Ломоносова Владимиром Марченко. Правда ли, что бюджет образования на 2015 год существенно уменьшен по сравнению с 2014 годом? Дмитрий Ливанов ответил, что такой информации у него нет, бюджет образования на 2015 год составляет много более триллиона рублей. Часть средств, которые поступают в распоряжение Министерства образования и науки РФ, в самом деле меньше, чем планировали, но это финансирование в основном различных строительств, которые не будут отменены, но на какое-то время их отложат в связи со сложной экономической ситуации в стране. Однако министр не исключил, что в процессе исполнения бюджета могут произойти некоторые изменения, которые пока никто не планирует.Вторым важным вопросом повестки дня было подписание Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Минобрнауки России, на 2015-2017 годы. Символичный знак: Галина Меркулова и Дмитрий Ливанов дружно подписали соглашение одной и той же ручкой, которую Галина Ивановна затем передала министру на память об этом знаменательном событии. А Дмитрий Викторович отметил, что отношения между министерством и отраслевым профсоюзом складываются плодотворные и конструктивные. Это позволяет надеяться, что социальное партнерство поднимется на еще более высокий уровень.Во второй части участники заседания исполкома рассмотрели вопросы: о ходе отчетно-выборных конференций межрегиональных и региональных организаций профсоюза; об актуальных вопросах реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, повышения эффективности деятельности работников образовательных организаций и качества предоставляемых ими государственных (муниципальных) услуг; об избрании делегатов на IX съезд Федерации независимых профсоюзов России; об итогах проведения всероссийских конкурсов «Студенческий лидер-2014»; на лучшую программу деятельности «Траектория успеха» первичной профсоюзной организации работников вузов; на лучший коллективный договор высшего учебного заведения; об итогах Всероссийского семинара-совещания председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов, специалистов региональных (межрегиональных) организаций профсоюза; об итогах заседания президиума Совета молодых педагогов при ЦС профсоюза и проведении IV сессии Всероссийской педагогической школы.
Комментарии