«Учительская газета-Москва» в 2010 году начала разговор о решении проблем допризывной подготовки студентов колледжей. НИИРПО продолжил эту тему в рамках дискуссионного «круглого стола», в котором приняли участие представители лаборатории психологии и воспитания НИИРПО, Министерства обороны РФ, военного комиссариата Москвы, Московского отделения ДОСААФ, Учебно-методического центра по профессиональному образованию, Центра физического, военно-патриотического и гражданского воспитания обучающихся и студентов профессионального образования, а также руководители ОБЖ учреждений СПО.
Система профессионального образования Москвы дает армии и флоту ежегодно около 5 тысяч призывников. Представитель военного комиссариата Москвы Олег Рудницкий отметил, что, например, весной 2010 года от общего количества военнослужащих по призыву, отправленных в армию и флот, 60% (осенью 2009 года – 47%) составляли выпускники колледжей, имеющие специальности, родственные военно-учетной: водитель категории В, С, Д, повар, фельдшер, токарь, кинорадиомеханик, электрик корабля, телеграфист, электромеханик, механик дальней связи. Представитель Московского отделения ДОСААФ России Василий Сухов отметил важность проведения пятидневных учебных сборов по основам военной службы в воинских частях Западного военного округа, а также на базе школ и учебных центров ДОСААФ.Сегодня важно определить, кто должен готовить к службе в армии обучающихся колледжей. В системе профессионального образования военно-патриотическим воспитанием и преподаванием основ военной службы занимаются 181 педагог-организатор ОБЖ и 147 педагогов дополнительного образования, из них 269 – офицеры запаса, а 109 имеют высшее военное образование. Остро стоит вопрос о привлечении в учебные заведения офицеров, уволенных в запас, имеющих опыт работы и управления коллективами, прошедших серьезную подготовку в области педагогики и педагогической психологии, на сегодняшний день в Москве насчитывается около 5 тысяч таких офицеров.В современных условиях необходимы новые, адекватные современной ситуации шаги по совершенствованию допризывной подготовки обучающейся молодежи. Приоритетом становится межведомственная работа по обеспечению призыва на военно-учетные специальности с учетом получения гражданских, чтобы студент, получающий, скажем, профессию повара, мог применить эту гражданскую специальность во время службы в армии. Для качественной подготовки студентов учреждений СПО к военной службе участники «круглого стола» предложили создать в колледжах кафедры военно-профессиональной подготовки. Основу кафедры ВПП, по их мнению, должен составить учебный предмет «Основы военной службы», изучение которого начнется в 2011 году, на кафедрах ВПП предложено выстраивать целостную систему физической, морально-психологической, а также специальной подготовки по военно-учетным специальностям. Это потребует совершенствования материально-технической базы, в частности оборудования предметных кабинетов, спортивных городков, элементов полосы препятствий, учебных и наглядных пособий, технических средств обучения. Кроме того, студентов необходимо знакомить с разделами военной психологии и педагогики (структурой воинского коллектива, психологическими особенностями взаимоотношений, межличностного общения в подразделении, сплоченности армейского коллектива), рассказывать о возможных конфликтах в воинских коллективах и путях их решения, осуществлять правовое просвещение юношей, знакомить их с правами и обязанностями военнослужащего. К тому же, как отметил представитель МЦФВПВ Михаил Перезолов, для повышения уровня физической подготовленности студентов кафедр ВПП необходимы качественная организация и проведение занятий по физической культуре с элементами упражнений: Наставления по физической подготовке (НФП-2009); занятия в кружках и секциях по военно-прикладным и военно-техническим видами спорта (рукопашный бой, ориентирование, радиоспорт, пулевая стрельба, автомотоспорт); участие в московском физкультурно-спортивном комплексе «Московский спортсмен» и Спартакиаде молодежи допризывного возраста по 14 видам спорта.
Комментарии