Будучи наиболее динамичной частью общества, молодежь в последнее время стремится принимать активное участие в социально-политической жизни страны.
Но зачастую, подпадая под влияние моды на те или иные молодежные движения, под воздействие рассчитанного на них «пиара харизматичных лидеров», молодые люди вовлекаются в деятельность неформальных молодежных организаций. Лидерам подобных организаций выгодно привлекать в свои ряды молодых людей, а иногда и несовершеннолетних, у которых еще не сформирована система жизненных ценностей. Привлеченные к деятельности такой организации, молодые люди, в силу возраста не отдавая себе отчета о последствиях содеянного, после соответствующей идеологической обработки будут готовы принимать участие в любых акциях, выгодных их лидерам. В ходе анализа результатов их работы установлено, что возможности неформальных организаций активно используют представители политических партий, общественных движений, ЗНПО и криминальных структур при проведении своих мероприятий и акций. На сегодняшний день, когда Россия начинает пугающими западноевропейских партнеров темпами наращивать свои позиции на международной арене, заинтересованность деструктивных сил в дестабилизации социально-политической ситуации в стране крайне велика. Представители деструктивных сил входят в контакт с лидерами молодежных экстремистских группировок для использования их ресурсов в своих интересах, под эгидой международных благотворительных организаций, декларирующих содействие в развитии и интеграции в мировое сообщество, на самом деле покушаются на основы воспитания российской молодежи в духе патриотизма и самоидентичность нашего народа как такового.На объектах системы образования могут возникать угрозы со стороны экстремистских организаций:- вербовка учащихся для вовлечения их в процесс формирования ячеек национал-радикальных организаций для последующего использования в проведении пропаганды националистической идеологии в классах, аудиториях, на переменах, а также среди учащихся соседних образовательных учреждений;- проникновение на объекты образования под прикрытием деятельности военно-патриотических, спортивно-оздоровительных клубов и секций для использования помещений, пригодных для проведения спортивных и лекционных занятий, на которых до учащихся начинают доводить в дозированных формах основы националистической идеологии, после чего отбирать наиболее перспективные кадры для формирования ячейки;- внедрение своих сторонников в качестве преподавателей физкультуры, НВП, труда, инструкторов ВПК для получения доступа к бесплатным спортивным залам для проведения собраний и тренировок своих сторонников, условий для изготовления, ремонта и скрытного хранения таких предметов, запрещенных к свободному обороту, как оружие, отравляющие вещества.Кроме этого, эмиссары ведут работу в ближайшем окружении объектов образования – на прилегающих к ним стадионах, спортивных площадках и других традиционных местах сбора учеников во внеучебное время или в перерывах между занятиями, так как в этих местах легче всего, не привлекая внимания, получить необходимый кворум и, владея приемами психологического воздействия на подростков, исподволь вести идеологическую обработку молодежи.Особая роль в воспитании подрастающего поколения нынче отведена педагогу как человеку, непосредственно формирующему личность. С 1 сентября 2013 года вступил в действие новый федеральный закон РФ, регулирующий основы отношений в сфере образования. Рассматривая этот закон с позиции профилактики молодежного экстремизма, следует отметить, что образовательная среда – естественное и одно из самых эффективных полей профилактической работы. Успех этой работы зависит не столько от отдельно взятых, специально организованных профилактических мероприятий, сколько от характера повседневной образовательной деятельности. Важно, чтобы сама образовательная среда, принципы взаимодействия субъектов образовательного процесса выступали как ингибиторы экстремистских настроений.Несмотря на то что понятие «экстремизм» в тексте рассматриваемого федерального закона не упомянуто, его внимательное прочтение позволяет уяснить принципиальные позиции, с которых может и должна осуществляться профилактическая работа в образовательной организации. Прежде всего ФЗ подтверждает принцип единства обучения и воспитания (статья 2). Это означает, что образовательная организация и педагогический работник не вправе сосредоточиться на одной стороне образования, отдав прерогативу воспитания подростков, склонных к экстремистскому поведению, в руки родителей и полиции. Кроме того, ФЗ устанавливает, что образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения нужно осуществлять в интересах человека, семьи, общества и государства, а экстремистские проявления главным образом угрожают именно этим интересам. Исходя из требований ФЗ, экстремизм несовместим с образовательной средой, его профилактика должна стать целенаправленной работой. Следовательно, профилактика экстремизма в образовательной среде из дополнительных задач переходит в разряд целевых ориентиров.Согласно ФЗ воспитание должно создавать условия для самоопределения и социализации ребенка на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе норм и правил поведения. Таким образом, самоопределение, замешанное на нигилизме, не допускается, ведь именно нигилистическое самоопределение характеризует экстремистов, обусловливая потребность переступать через нравственные ценности, демонстративно ломать существующие нормы. Это значит, что экстремизм противостоит базовым целям воспитания, устанавливаемым ФЗ.Общее образование в соответствии с ФЗ призвано формировать компетенции, необходимые человеку для жизни в обществе. Учитывая, что современное российское общество характеризуют плюралистичность, многонациональность и мультикультурность, одна из важнейших задач современного образования – формирование компетенции толерантности. Согласно статье 48 ФЗ педагогические работники обязаны формировать у обучающихся гражданскую позицию. Поскольку содержание понятия «гражданская позиция» в законе не уточняется, то, беря во внимание уже упомянутые характеристики современного российского общества, ясно, что гражданская позиция должна содержать компонент многокультурности и толерантности. Определяя права обучающихся (статья 34 п. 1), ФЗ гарантирует свободу информации и выражения собственных мнений, в то же время он требует уважения личности, недопущения любых форм оскорбления, физического и психологического насилия. ФЗ прописывает, что в государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускается. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные объединения, в том числе политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается (статья 27 п. 12).Закон запрещает педагогическим работникам использовать преподавательскую деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений или отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство или неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, культурных и религиозных традициях, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции РФ. В Уголовном кодексе Российской Федерации есть статьи 282-1, 282-2, предусматривающие ответственность за организацию экстремистского сообщества и организацию деятельности экстремистской организации. Законодатель отнес к преступлениям экстремистской направленности деяния, предусмотренные статьями 148, 149, 213, 214, 243, 244, 280, 282 УК РФ, в случае если они совершены по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а также по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы.В Кодексе об административных правонарушениях РФ есть две статьи, предусматривающие ответственность за совершение правонарушения экстремистского характера: статья 20.3 – пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики и статья 20.29 – производство и распространение экстремистских материалов. Вместе с тем Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает ответственность и за другие противоправные действия, которые также могут иметь экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений. К их числу можно отнести статьи: 5.26 – нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях; 17.10 – незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации; 20.1 – мелкое хулиганство; 20.2 – нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; 20.2 (1) – организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности.В Законе «Об образовании в РФ» ст. 51, пункт 8 гласит: «руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации». Речь идет об ответственности педагогических работников в том числе при информировании обучаемых о традициях и культуре различных народов. В этом смысле ФЗ предписывает быть корректными в высказываниях. Предпочтительнее, если сообщаемые обучаемым сведения будут иметь подтверждение в официальных документах, опубликованных в рецензируемых научных журналах, монографиях, одобренных научными коллективами, имеющими соответствующий гриф учебниками и учебными пособиями. Категорически не допускается использование сведений, взятых из источников, признанных в установленном порядке экстремистскими материалами. Отдельный акцент авторы ФЗ сделали на этнокультурном аспекте: с одной стороны, закон подтверждает принципиальные условия многонациональности образования, с другой – выдвигает требования защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов России.Закон исходит из признания семьи центром воспитания (статья 44). Родители (законные представители) несовершеннолетних обучаемых имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Несмотря на это, ФЗ обязывает органы государственной власти и местного самоуправления оказывать помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей и необходимой коррекции нарушений их развития. Таким образом, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ставит заградительные меры для проявления и распространения элементов экстремизма и тем самым формирует прочную законодательную основу для профилактики экстремизма в образовательной среде.В качестве первичных мер, которые не должны позволить вовлечь учащуюся молодежь в деятельность экстремистских организаций, можно определить следующие:- активное взаимодействие с правоохранительными органами, на постоянной основе обмен информацией о возможных проявлениях экстремизма для их локализации на начальном этапе;- проведение профилактических занятий для пропаганды правильного поведения в обществе, уроков толерантности, изучения учащимися в доступной адаптированной для них форме основ мировых религий, национальных культурных традиций этносов, представленных в нашем многонациональном государстве;- приглашение в образовательные учреждения ветеранов локальных войн, заслуженных спортсменов, деятелей культуры и искусства, которые своим примером покажут молодежи, как правильно вести себя в обществе, воспитывать характер, избавляться от вредных привычек, не поддаваться на пропаганду экстремистов, чтобы достичь своих целей, найти свое место в жизни;- разъяснение на родительских собраниях необходимости контроля за детьми во внеучебное время, проверки ими всего, чем живет ребенок, – от интернет-сайтов до стиля одежды и манеры общаться, чтобы иметь возможность вовремя вывести его из-под влияния экстремистской идеологии.Алексей ЗАБРОДИН, советник руководителя Департамента образования
Комментарии