Одна из зеленоградских школ, участвующих в пилотном проекте по развитию общего образования в городе Москве с 1 апреля 2011 года, – средняя общеобразовательная школа №1194, которую со дня открытия в 1992 году возглавляет заслуженный учитель РФ Ольга АНТОНОВА. В канун нового учебного года Ольга Николаевна ответила на вопросы «УГ-М».
– Ольга Николаевна, вы встречались вместе с другими директорами московских школ, участвующих в пилотном проекте, с мэром Москвы. Ваши впечатления от этой встречи?- Нам приятно было сознавать, что пилотным школам уделено такое большое внимание. У нас состоялся с Сергеем Семеновичем деловой и конструктивный диалог. Наше дело – учить, воспитывать и творить, но, согласитесь, чрезвычайно важно при этом ощущать поддержку города.- Ольга Николаевна, что, на ваш взгляд, важно на начальном этапе вхождения в проект? – Мне кажется, что чрезвычайно важно собрать тех людей, которые составят рабочую группу. В нашей школе такая группа, изучив документы, начала свою деятельность с апробации нормативно-правовой базы по реализации пилотного проекта. Первыми шагами, которые были предприняты, стали обсуждение планов по отработке проекта с педагогическим коллективом и его информирование о том, что нас ждет, анализ всего того, чем располагает школа, составление плана развития и разработка программы развития школы. – Сейчас в СМИ много предположений о том, повысится или, наоборот, понизится оплата труда педагогов. Не возникает ли таких опасений в вашем коллективе?- Таких опасений у нас нет, так как разработаны поквартальные значения целевых индикаторов реализации пилотного проекта, один из которых предполагает поквартально увеличивать долю фонда оплаты труда педагогических работников при условии выполнения всех индикаторов. Другими словами, если мы хорошо выполняем заказ государства, то в этом случае получаем субсидию, позволяющую повышать заработную плату. Коллектив нашей школы я могу охарактеризовать как стабильный, высококвалифицированный, творчески работающий. Все наши педагоги имеют высшее образование, 65% – высшую категорию. Со дня основания школы мы работаем в режиме развития. Именно поэтому и отношение к участию в пилотном проекте абсолютно спокойное, с пониманием того, что работать сегодня, обеспечивая качество образования, надо по-новому. – В какой мере лично вы были готовы к такой работе?- Конечно, у меня большой опыт работы, но всякое новое дело требует особой подготовки. Поэтому я участвовала в повышении квалификации, которое по просьбе участников пилотного проекта Департамент образования организовал для управленцев и финансистов по теме «Новые формы финансово-экономического обеспечения в системе образования Москвы» на базе МИОО. Зеленоградское окружное управление образования проводило регулярные встречи с начальником окружного управления образования Анной Халевой, совместные обсуждения всех проблем, которые возникали, консультации. Все это было для нас очень важно не только в плане получения помощи и ценной информации, мы ощущали поддержку руководства округом и понимали значимость проекта. – Можно ли подвести некоторые итоги подготовки к реализации пилотного проекта?- Мы уже приступили к организации работы управляющего совета школы, подготовили такие документы, как «Оценочный лист деятельности учителя», «Положение о системе оплаты и стимулирования труда работников», которые будем дорабатывать и корректировать в процессе непосредственной реализации проекта. Одновременно мы изучаем опыт других регионов и надеемся, что удастся это ознакомление перевести из теории в практику, то есть увидеть все своими глазами, пообщаться с коллегами. Заказ государства заключается в обеспечении высокого качества образовательных услуг. Есть государственная программа модернизации столичного образования. Для того чтобы выполнить этот заказ, наша школа, на протяжении полугода анализируя свою деятельность и возможности, разработала программу развития школы на 2011-2016 гг. Это наш основной стратегический документ, который определяет миссию школы. Программа содержит концепцию развития школы, которая представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов, обусловленных современными требованиями общества, образовательными запросами семьи, каждого ученика и педагога. С 1 сентября наша школа начнет работать по этой программе, которую мы утвердим на педагогическом совете накануне учебного года. – Что именно изменится с 1 сентября, что нового принесет реализация программы?- В рамках программы мы будем реализовывать четыре основных проекта, предложенных рабочей группой, в которую входили представители администрации, педагоги, учащиеся и родители.Приоритетным мы считаем для себя проект «Духовно-нравственное и культурно-этническое воспитание школьников» (куратор – учитель русского языка и литературы О.Зверева), так как самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается, на наш взгляд, не в развале экономики, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, это привело к искажению у детей представлений о доброте, справедливости, гражданственности и патриотизме, росту агрессивности и жестокости в обществе. Подрастающее поколение отличают эмоциональная, волевая и духовная незрелость, продолжается разрушение института семьи: у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. В рамках приоритетного школьного проекта «Духовно-нравственное и культурно-этническое воспитание школьников» мы разработали и планируем начать воплощать в жизнь в новом учебном году систему воспитания, направленную на соблюдение нравственных норм. Разработана система мероприятий, среди которых – фестивали «Семья и школа» (в рамках этого фестиваля мы будем знакомить родителей с основами педагогики и психологии, формировать представления о традиционном семейном укладе), «А мне Россия навек мила», заседания «круглого стола», посвященные взаимодействию семьи и школы, а также знакомству с программой Н.Щурковой «Новые технологии воспитательного процесса». Кроме того, мы запланировали издание сборника разработок классных часов, посвященных духовно-нравственному и культурно-этническому воспитанию. Предполагаемый результат, на который мы рассчитываем, – формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самим себе, создание оптимистической детской картины мира, потребность и готовность проявлять сострадание и искреннее сочувствие, воспитание чувства патриотизма, ответственности за свои слова и поступки. Второй наш проект – «Дистанционное обучение школьников» (куратор – учитель русского языка и литературы М.Зворыкина), третий – «Деятельностный подход в обучении» (куратор – учитель истории О.Ивановец), главная идея которого заключается в том, что ребенок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности. Наконец, четвертый проект посвящен улучшению социальной адаптации всех участников образовательного процесса (куратор – педагог-психолог И.Ледовская).- Каков ваш личный прогноз на предстоящий учебный год?- Наступающий учебный год представляется мне чрезвычайно ответственным, так как школе предоставляется свобода (подразумевающая прежде всего высокую ответственность) в использовании ресурсов. Поэтому мы должны привести финансово-экономические механизмы в соответствие с педагогическими целями и задачами. А цель у нас одна – это повышение качества образования через повышение роли оценки эффективности работы учителя. – Вообще пилотный проект нацелен прежде всего на повышение качества педагогической деятельности. Каким образом вы, как директор, управляющий совет, коллектив будут оценивать работу каждого педагога? Каковы критерии эффективности этой работы? – Эти критерии должны быть ясными и четкими, потому что оценивать работу каждого надо по справедливости. Школьная рабочая группа подготовила оценочные листы деятельности педагогов, которые включают огромное количество критериев. Конечно же, с этим нам еще предстоит много работать – уточнять, совершенствовать, дорабатывать. Время покажет, как именно будет происходить процесс оценивания эффективности. Но уже сейчас могу сказать: вся эта информация будет доступной каждому сотруднику в школьной сети, чтобы не было никаких недомолвок, ощущения закрытости или несправедливости. Я, как руководитель, гарантирую открытость, доступность и прозрачность всей этой информации. – Ольга Николаевна, как ваша школа подготовилась к началу учебного года, как прошли ремонтные работы, какое новое учебное оборудование появится в кабинетах? – В этом году московские власти выделили огромные деньги на подготовку образовательных учреждений к новому учебному году. В масштабах столицы речь идет о более чем 20 миллиардах. За все 18 лет существования нашей школы таких денег, как в этом году, никогда не выделяли – это более 13 миллионов рублей. Начиная с апреля 2011 года на территории школы и в ее здании идут работы по ремонту ограждений и контейнерных площадок, замене фонарей, ремонту кровли, выборочному ремонту помещений, устройству полосы препятствий, пандуса, установке дверей, ремонту фасада и крыльца, замене оконных блоков. Большая часть этих работ уже завершена или завершается, остальное будет сдано до 1 сентября. Ожидаем мы и поступления нового учебного оборудования. До 1 сентября наша школа получит кабинет технологии для мальчиков (технический труд), кабинеты математики и русского языка, комплект оборудования для начальной школы («ЛЕГО»). Все это современное учебное оборудование, с которым приятно будет работать педагогам и детям, которое поможет обеспечивать учебный процесс на высоком уровне. Также мы надеемся по заявке, переданной в Департамент образования города Москвы, дополучить оборудование, необходимое для информатизации образовательной среды школы, – это интерактивные доски, проекторы.Хочу со страниц нашей любимой «Учительской газеты-Москва» поздравить с наступающим новым учебным годом всех своих коллег, особенно по участию в пилотном проекте. Хочу пожелать всем сил, здоровья, уверенности в том, что нам все по плечу и московские школы справятся с поставленными перед ними задачами.
Комментарии