search
main
0

Важно не только кому и чему учить, но и на чем учить

В третьем квартале 2011 года Президент РФ дал поручение разработать и внедрить рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного основного общего образования. Это поручение возникло не случайно, а именно потому, что оно востребовано всей практикой внедрения стандартов.

Получив стандарт, невольно задаешь вопрос: а как я его буду выполнять, на чем, что нужно закупать для образовательных учреждений? В конце ноября 2011 года были подготовлены рекомендации, которые описывают общие положения к формированию материально-технических и информационно-методических условий реализации основной образовательной программы. В письме, которым сопровождался этот материал, было написано, что в дальнейшем в субъекты Российской Федерации будут направлены дополнительные разъяснения по оснащению образовательных учреждений лабораторным демонстрационным оборудованием и наглядными пособиями.

К разработке дополнительных разъяснений к рекомендациям по оснащению были привлечены специалисты – эксперты по разработке оборудования, эксперты по применению, методисты Высшей школы педагогического образования и различные специалисты из промышленности. Координация работ по этой деятельности в выработке разъяснений в части нецифровой техники была поручена Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Разработку разъяснений проводили специалисты различного профиля, в том числе и профессиональные разработчики учебного оборудования, которые у нас в стране объединены в Ассоциацию производителей разработчиков учебной техники «Марпут», которая стала лидером и объединяет большинство наиболее известных производителей учебного оборудования, ревнителем конкурентной среды и исключением монополизма в производстве отдельных видов оборудования.

Разработка шла с учетом концепции непрерывного образования так, чтобы на различных этапах учебного процесса использовалось демонстрационное оборудование, лабораторное оборудование, наборы для домашнего пользования во внеурочной деятельности, чтобы было единство технологий, единство интерфейса, преемственности пользования техникой и преемственности технического понимания сути явлений.

Сегодня уже можно убедиться, сколь многообразно содержание технического построения Б средств учебного оборудования. « Это и датчиковые системы, и виртуальные объекты, и использование Интернета, умных досок, компьютеров, средств связи, коммуникаций. Все многообразие современной техники испопользуется при построении сегодняшних учебных средств.

Если переходить к материалам рекомендаций и дополнительных разъяснений, то в их структуре предусмотрен модульный подход деления всего многообразия учебной техники.

«Модуль-1» – это автоматизированные рабочие места в самых различных их проявлениях. В рекомендациях обозначены и рабочие места педагога, и ученические рабочие места. Это и интерактивные средства доступа, это средства тестирования, то есть все технические средства обучения, вся цифровая техника, используемая в учебном процессе и ставшая надпредметной по своему функциональному назначению.

«Модуль-2» – оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов, то, что мы называем демонстрационным и учебно-лабораторным оборудованием.

«Модуль-3» – учебно-наглядные пособия, куда входят учебные пособия, таблицы, всевозможные модели.

«Модуль-4» – учебно-методический компонент.

В рамках «Модуля-2» выбирается предметная область (естественно-научная, филологическая или какая-то другая). В рамках предметной области или даже конкретного предмета (например, физики, химии, биологии, географии) предлагается комплект демонстрационного и комплект лабораторного оборудования. Это не какой-то конкретный комплект какого-то производителя, какого-то концерна или еще какого-нибудь изготовителя, это перечень того оборудования, которое необходимо и достаточно для выполнения основной образовательной программы без характеристики. То есть это количественное, номенклатурное, функциональное перечисление того состава технических средств, которые необходимы для реализации.

В этих технических средствах присутствуют в том числе и цифровые элементы. Кроме того, в предметной области демонстрационно-лабораторного оборудования обязательно присутствует и методическая компонента. То есть на самом деле деление на цифровую технику, на оборудование и на методическую поддержку не строгое, резкое, ограниченное. Эти границы размыты, потому что современное сложное оборудование, многокомпонентное, использующее различные современные технологии, нельзя взять и поставить комплект оборудования по оптике или механике в физическую лабораторию, не пользуясь инструктивно-методическими материалами и соответствующей поддержкой методической. Но тем не менее модульный принцип позволяет разделить направление переоснащения учебного заведения, то есть сконцентрировать силы на цифровом направлении, то есть улучшить среду, связанную с информационно-технологической поддержкой учебного процесса, либо обратить большее внимание на оснащение кабинетов комплектами оборудования, связанного с основной образовательной программой.

Оборудование, конечно же, должно соответствовать требованиям ФГОС, обеспечивать поддержку урочной и внеурочной деятельности, иметь совместимое оборудование и интерфейсы, открытые интерфейсы, то есть не замыкаться внутри каких-то производственных и технологических стандартов. Они должны быть спроектированы с учетом возрастных особенностей, дизайна требований, представлены в различных вариантах исполнения. Это имеет огромное значение на самом деле, потому что позволяет адаптировать разъяснения, перечень под конкретные требования конкретных учебных заведений в соответствии с их финансовыми возможностями.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте