Мы живем в мире звуков и слов, не всегда понимая, что это за счастье – общаться с себе подобными, слышать голоса родных и близких людей, наслаждаться пением птиц и шумом дождя… Самое печальное, что большинство глухих рождаются здоровыми и лишь потом из-за перенесенных болезней теряют слух. Как правило, это происходит в детстве, когда ребенок только-только начинает познавать мир. Как помочь ему справиться с болезнью и адаптироваться к окружающей действительности?
Без помощи высокопрофессиональных специалистов здесь не обойтись. В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для слабослышащих и позднооглохших детей №77 города Тюмени работают настоящие волшебники – зачастую сюда приходят дети, которые не слышат и не могут говорить, а через год-другой со многими происходят разительные метаморфозы, примечательно, что некоторые даже могут после специальной коррекционной работы учиться в обычной школе, а потом поступить в вуз.- Наша школа открылась в 1992 году в здании бывшего детсада, сегодня у нас обучаются 94 ребенка, – рассказывает директор Людмила Васильевна Кулиева. – Почти у 60 процентов из них – тяжелые нарушения слуха, 10 процентов наших учеников имеют кохлеарные импланты. Кому-то они могут практически полностью восстановить слух, но, к сожалению, есть и такие ребята, которым эти импланты не дали явно выраженной положительной динамики. В то же время за последние три года благодаря современному оборудованию, которым оснащена наша школа, улучшилась динамика развития слухового восприятия и внятности речи наших ребят.Формы специальной работы в 77-й школе самые различные – это индивидуальные и групповые занятий с педагогом-психологом, занятия фонетической ритмикой и коррекционной хореографией, адаптивной физической культурой, музыкально-ритмические занятия. Весьма показательно, что родители, имеющие детей с проблемами слуха, иногда даже меняют место жительства, специально перебираясь в Тюмень из других близлежащих регионов, дабы их ребенок мог учиться в 77-й школе.- Моя мечта, чтобы, пройдя курс реабилитации и коррекции, наши ребята могли обучаться в обычных общеобразовательных школах вместе со здоровыми сверстниками, – признается директор. – Кстати, такие случаи у нас есть, мы гордимся нашими выпускниками, которым удалось поступить в вузы. К примеру, Роман Лукьянов поступил в ТГУ на физкультурный факультет, среди выпускников 77-й школы есть дизайнеры, бухгалтеры, стоматологи… Если же говорить о большинстве наших ребят, то мальчики получают профессию плотника в железнодорожном колледже, а девочки – повара в профессиональном лицее №18.Одной из своих важнейших задач педагоги школы считают социализацию своих воспитанников. Здесь придают огромное значение профессиональной ориентации ребят – разработаны и внедрены в обучение программа «Шаг за шагом к профессии» и элективный курс «Мир рабочих профессий», занятия носят предметно-практический характер. Педагоги школы большое внимание придают работе с родителями, причем ее формы могут быть как групповыми, так и индивидуальными. В школе очень много самых разнообразных кружков. Примечательно, что каждый учитель ведет свой предметный кружок. И, разумеется, есть хореографический кружок «Радуга», кружок «Юный шахматист», спортивные секции на любой вкус, кружки «Компьютерная графика» и кружок «Юный информатик», кружки декоративно-прикладного творчества «Параскева» и «Лучший клад». Все они объединены общим проектом «Без дела жить – никому не нужным быть», который реализуют учителя и ученики 77-й школы. Кстати, у учеников 77-й школы за 2009-2010 учебный год было 40 призовых мест за различные спортивные достижения. Так, в III территориальных детско-юношеских паралимпийских играх Тюменской области по легкой атлетике в номинациях «Бег», «Толкание ядра», «Настольный теннис», «Дартс» ребята из 77-й школы получили дипломы 1, 2 и 3-й степеней. А за участие в легкоатлетической эстафете, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, в номинации «Эстафета» у них было почетное первое место, за которое им вручили спортивный кубок… Помимо программ дополнительного образования здесь реализуют программу воспитания и развития «Мы в современном мире», проводят различные досуговые мероприятия.Впрочем, самое главное, наверное, что ребят, которым выпало такое нелегкое испытание в жизни, окружают здесь заботой и любовью, пытаясь сделать все возможное для того, чтобы они снова вернулись в мир звуков. И многим это удается хотя бы частично…
Комментарии