Четверть века любителей театра в Москве радует, дает пищу для размышлений и дарит разнообразные эмоции театр МОСТ. Его открыли в декабре 1999 года на базе Студенческого театра МГУ, который ведет свою историю с 1756 года. О его развитии, традициях, современной жизни и главном качестве актеров рассказала его директор, одна из создателей столь полюбившегося зрителям творческого пространства, Ирина Большакова.
Театр в Московском университете был создан по конкретному поводу – к первой годовщине основания этого учебного заведения. Тогда руководивший театром студентов поэт, писатель и драматург Михаил Матвеевич Херасков поставил спектакль к празднованию этой даты. И постановка стала значимым событием: ведь на тот момент не было открытых театров, выступали только крепостные и иностранные труппы. Так что первый открытый театр возник именно в Московском университете.
Затем здесь появилась актерская школа, а через полвека, когда в Москве открылся Императорский драматический театр (ныне Малый театр), в его труппу вошли актеры, воспитанные на университетской сцене. Поэтому Юрий Соломин справедливо считал днем основания Малого театра день рождения студенческой труппы в Московском университете, он ратовал за непрерывность московской театральной традиции.
Как появился студенческий театр МГУ
Важнейшим этапом в развитии студенческого театра стал приход в него Ролана Быкова. С этого момента, с 1957 года, начинается новая история. Ролан Быков, как человек чрезвычайно дерзкий, фантазийный и целеустремленный, решил, что театр должен соответствовать духу времени (начиналась «оттепель») – как по художественным задачам, так и по смысловым и организационным моментам. По словам Ирины Большаковой, он тогда совершил «тихую революцию», ввел понятие самоокупаемости. В бухгалтерии ДК МГУ оформили отдельный счет, на который поступали доходы от проданных билетов на спектакли. Этими деньгами распоряжался театр – оплачивалась работа режиссера, художников, сценаристов, некоторых актеров, осветителей. Такое финансовое обеспечение театра позволило вывести его на новый уровень решения художественных задач. Подобная система в масштабах страны была реализована только в 90-е годы, когда появилось много небольших театров, работавших на условиях самоокупаемости. Она обеспечивала создание спектаклей профессионального уровня.
В ДК МГУ Ролан Быков организовал громкое открытие театра, о котором сразу загудела вся Москва. Он пригласил на это торжественное мероприятие Александру Александровну Яблочкину – старейшую актрису Малого театра и на тот момент – председателя Всероссийского театрального общества. Публика благословила рождение нового театра. Словосочетание «студенческий театр» появилось как раз в этот период: когда Ролан Быков реорганизовал театральную студию, назвав ее Студенческим театром. Это тоже был революционный шаг, изменился статус театра и его материальное обеспечение.
В 80-е годы в театр пришли Ирина Большакова и Евгений Славутин. В 90-е годы, когда в стране началось очень активное культурное движение, заклеймили официальную цензуру и провозгласили полную свободу слова и творчества. В студенческом театре МГУ стали ставить спектакли, которые отражали преобразования в стране. Такие постановки были востребованы. За билетами на них очередь была на полгода вперед.
«Это, например, спектакль «Черный человек, или я бедный Сосо Джугашвили» – пьеса в стихах Виктора Коркия, где главными действующими лицами были Иосиф Сталин и Берия. И это фарс. У публики был «взрыв мозга», потому что это страшные, тяжелые и даже монументальные фигуры. И вдруг они становятся персонажами фарса. Зал хохотал, и заголовки в СМИ были: «Прощание с эпохой…». Прощаясь с эпохой сталинизма, все вспоминали слова о том, что человечество, смеясь, расстается со своим прошлым», – рассказала Ирина Александровна.
Тогда же были поставлены спектакль-кабаре «Синие ночи «ЧК», отсылающий к стилю кабаре 20-30-х годов с политическим аспектом, и пьеса Венедикта Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора», которая тогда еще не была напечатана. По словам Ирины Большаковой, это был такой момент, когда все менялось. Раньше было немыслимо поставить неизданную пьесу. Спектакль шел четыре часа с двумя антрактами. Когда Ерофеев ехал на премьеру, сказал своей жене о том, что ему не верится в появление пьесы на сцене.
С этими спектаклями театр стал ездить на зарубежные фестивали и везде спектакли получали самые высокие оценки.
Как появился МОСТ
Однако все течет, все меняется – и уже к концу 90-х годов и в начале 2000-х стало очевидно, что Студенческий театр МГУ стал, по существу, общегородским. Он располагался в ДК МГУ, в центре Москвы; спектакли посещала вся театральная столица. В них были заняты студенты из разных вузов, проводилось много городских мероприятий – Татьянин день, бал выпускников-краснодипломников. Театр стал большим молодежным центром. В итоге в 1999 году вышло постановление Правительства Москвы о создании на базе студенческого театра МГУ московского общегородского студенческого театра. Это название сложилось в аббревиатуру МОСТ.
Так началась следующая эпоха: театр стал реально и документально общемосковским студенческим театром, традиции которого, заложенные Роланом Быковым, развивали и известные режиссеры: Марк Захаров, Иван Соловьев, Роман Виктюк. Они вели занятия с ребятами. Эта традиция сохраняется и по сей день. Евгений Славутин набирает студентов в студию, проводит с ними цикл занятий по уже сложившейся авторской методике. Ролан Быков называл ее «обучением на ходу». Ребятам дают полугодовой экспресс-цикл мастер-классов. Они начинают участвовать в массовых сценах, затем – в эпизодах. Постепенно ребята обучаются в репетиционном процессе, их вводят в тот или иной спектакль.
Такая система очень динамично продвигает будущих актеров. Они получают академическое образование в вузах, а занятия в театре параллельно делают их более интересными и многогранными личностями. Они меняются буквально на глазах, раскрываются, становятся уверенными, глубокими и яркими. Участники молодежной театральной студии учатся совместно работать, слышать друг друга, создавать «одну волну» со зрительным залом. Это особенно важно в камерном пространстве. Контакт с залом очень ценят современные зрители.
О традициях театра МОСТ
С самого начала в театре занимались студенты самых разных специальностей – не только гуманитарных. Более того, особый интерес к театру проявляют учащиеся именно естественных факультетов. Возможно, они больше нуждаются в театральной атмосфере – из-за отсутствия регулярной творческой составляющей на университетских занятиях. По словам Ирины Александровны, опыт показывает, что чем больше молодые люди заняты в театре, тем больше это помогает им в университетской учебе. Театр, как правило, не отвлекает их от вуза, а делает более успешными. В театре формируется творческий круг общения, где актеры на равных открыто могут делиться своими мыслями, что очень важно для молодежи. Так, один из студентов, пришедший в труппу уже старшекурсником, позднее признался, что у него никогда не было друзей, а в театре он их обрел.
За годы работы театра МОСТ здесь постепенно сложились свои традиции. Ребята прекрасно самоорганизуются, часто вместе проводят различные праздники. Кроме того, в конце театрального сезона в начале лета актеры создают этюды, зарисовки – и представляют их на специальном вечере. В последние дни декабря идет новогоднее кабаре «Зимние сны на Патриарших». И 30 декабря, в день последнего спектакля, перед Новым Годом после ухода зрителей начинается творческий капустник, где поздравляют еще и с днями рождения тех, кто празднует их в декабре.
Ирина Александровна подробно рассказала сетевому изданию «Учительская газета» о работе студии, куда студенты приходят ближе знакомиться с актерским мастерством и жизнью театра.
– На какие качества обращается особое внимание при наборе студентов?
– Евгений Славутин главным образом обращает внимание на то, умеет ли человек улыбаться. Важно, чтобы это была позитивная личность. Ведь театр МОСТ позитивный, светоносный. Даже при постановке драматической истории, когда зрители плачут, после спектакля они выходят просветленными, с желанием жить, а не страдать. Это безусловное качество наших режиссеров и спектаклей всегда отмечают зрители. Они говорят о позитивной и светлой энергии, которая идет в зрительный зал со сцены.
– Всякую ли пьесу можно поставить с позитивным посылом, ведь тематика может быть трагичной?
– Около 10 лет назад Евгений Славутин начал репетиции повести «Оскар или Розовая Дама» по произведению французского писателя и драматурга Эрика-Эмманюэля Шмитта, написанному в 2002 году. Сюжет повествует о мальчике, который лежит в онкологической больнице и узнает, что ему остается жить 12 дней. В конце пьесы он умирает. Казалось бы, кто будет покупать билеты на такой спектакль? Но в итоге вышла постановка «Дорогой Бог», которая не покидает репертуар все это время и является лидером продаж – очередь выстаивается в листе ожидания иногда на полгода. Потому что этот спектакль рассказывает не про смерть, а про жизнь. За оставшиеся 12 дней жизни бабушка Роза сделала мальчика счастливым, он пережил моменты счастья и взаимопонимания.
– У всех студентов разные способности и таланты. Бывает ли так, что у кого-то их недостаточно для сцены? Как режиссер поступает в таком случае?
– Если у молодого актера в студии что-то не получается, как правило, это не критично, не все отличаются особыми дарованиями. Наш театр очень разноплановый, в репертуаре есть спектакли разного уровня сложности для начинающих актеров. В постановки включаются хореографические номера, они выручают тех, кто пока не умеет работать со словом. Благодаря таким номерам ребята вводятся в разные спектакли. Это дает им эмоциональную поддержку, поскольку исполняются не просто танцы, а танцы, связанные с определенными ролями и сюжетом.
Кроме того, у театра есть постановки для детей, рассчитанные на маленькую сцену. Здесь начинающие актеры могут пробовать себя. Некоторые артисты работают в театре уже 8–10 лет, и даже 15–16, став мастерами высокого класса. Зрители часто приходят, чтобы посмотреть на своих любимых актеров, ждут их новых ролей, поскольку это интересные личности.
Есть такие участники студенческого театра, для которых игра в спектаклях переросла в профессию, они проходят дополнительные курсы, обучение в ГИТИСе, Щукинском училище. Другие актеры по окончании вузов работают по полученной специальности и при этом продолжают свою деятельность в театре.
– Кто сегодня преподает студентам, как и кем подбирается репертуар театра?
– В студии МОСТ преподают бессменный руководитель Евгений Славутин и его помощник Евгений Панферов. В театре также работает режиссер Георгий Долмазян – половина спектаклей на Основной сцене создано им. Спектакли на Новой сцене ставят Мария Самсонова и Владимир Беляйкин. Кроме того, в театре трудятся несколько хореографов. Каждую неделю по воскресеньям в студии проходят учебные занятия с 11 до 17 часов. Ребята делают этюды, наблюдения за педагогами и отдельными медийными личностями. Обучение продолжается в репетиционном процессе.
Репертуар всегда подбирают режиссеры, отбор материала – процесс интуитивный. Важно найти не только то, что хочется режиссеру, но и то, что будет востребовано зрителем. Предпочтения зрителя определяются больше не тематикой, а характером самой постановки. Вопросы музыкального оформления и декораций решают также постановщики. Есть композиторы и художники, с которыми сотрудничает театр.
О планах театра МОСТ
Сегодня МОСТ — это камерный театр с двумя сценами — Основной и Новой, расположенные в шаговой доступности в центре Москвы. Это камерные театры, в которых не существует барьеров между зрительным залом и актерами.
Ирина Большакова рассказала, что в этом сезоне театр выпускает два очень значимых спектакля. Один из них был впервые показан в конце ноября – «Дни Трубиных». Постановку Георгия Долмазяна зрители восприняли долгими аплодисментами и криками «Браво!». Есть надежда, что она будет долго жить в репертуаре. Кроме того, Евгений Славутин ставит спектакль «Москва. Гудок» – о рождении советской литературы в 20–30-е годы с такими известными личностями в качестве персонажей, как Валентин Катаев, Юрий Олеша, Всеволод Багрицкий. Сценарий написан на документальной основе о личной жизни, молодости, творческого взлета этой когорты писателей.
Комментарии