search
main
0

Важно, что есть информационная среда

Н​овые федеральные государственные образовательные стандарты изменяют форму подачи материала, роль ученика в получении знаний, ученик учится получать и пользоваться информацией из разных источников, в том числе и расположенных в сети «Интернет», изменяется и роль родителя в образовательном процессе, он его соучастник.

На уроках обучения грамоте при знакомстве с новым звуком и буквой, его обозначающей, я предлагаю учащимся, используя интерактивную доску, объемный звук, задание, в котором, выделив в трех картинках то, чем они похожи, учащиеся выясняют, что слова состоят из трех звуков, и в каждом из слов есть звук Ы.На уроке письма с помощью презентации учащимся в доступном для них темпе можно показать элементы написания той или иной буквы. Я, не участвуя в процессе написания, используя компьютерные технологии, могу отследить качество восприятия материала, при необходимости внести корректировку скорости написания буквы и индивидуально помочь учащимся, испытывающим трудности.Наличие мультимедийного оборудования, умение пользоваться программным обеспечением позволяют мне самостоятельно создавать тренажеры, тесты, головоломки, ребусы, что дает возможность ребенку закрепить изученный материал, проверить свои знания, получить удовольствие от процесса обучения. Включение в задания материала на поиск информации позволяет привить ученику умение учиться. На уроке математики учащиеся с огромным удовольствием занимаются на математическом тренажере, давая задания и контролируя их правильное выполнение.В своей практике, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности, я использую не только мультимедийную технику, но и другое цифровое оборудование: цифровые микроскопы, диктофоны, фото- и видеотехнику. На уроке технологии перед работой с шерстью мы рассматривали волокна и увидели зазубринки, с помощью которых волокна держатся друг за друга, используя это свойство материала, его можно валять. Учащиеся сделали фотографии и использовали данный материал для доклада. Очень часто мы используем видеокамеру и цифровой диктофон для записи рассказов, взятия интервью. Наличие фотоаппарата позволяет превратить уроки технологии в студию мультипликации. В группах учащиеся продумывают сюжет, декорации, героев, самостоятельно фотографируют, монтируют и озвучивают свои работы. Используя фотоаппарат, учащиеся сфотографировали различные азбуки – пластилиновую, изготовленную из конструктора ЛЕГО, предметную.Казалось, я была ко всему готова, но в прошлом учебном году появилось несколько проблем.Во-первых, в класс пришли дети с разной подготовкой, и чтобы у первоклассников не пропала мотивация к обучению, необходимо было вводить задания разного уровня сложности.Во-вторых, в первые месяцы обучения многие из учеников пропускали занятия в школе по болезни, и им очень сложно было наверстать пропущенный материал.В-третьих, родители стремились быть активными участниками образовательного процесса, но в силу того, что окончили школу много лет назад и не имеют специального образования, боялись навредить детям.В-четвертых, мне хотелось использовать как можно эффективнее возможности ИКТ-технологий в обучении.Наконец, в-пятых, необходимо было найти дистанционную форму сотрудничества с другими учителями, чтобы можно было общаться и делиться опытом.Мы с коллегами использовали возможности Интернета, на сайте http://learning.9151394.ru разместили свои образовательные курсы для учащихся 1-х классов:    «Обучение грамоте (чтение) и литературное чтение».    «Обучение грамоте (письмо) и русский язык».    «Математика».    «Окружающий мир».Например, курс «Математика» для 1-го класса организован таким образом, чтобы и первоклассникам, только изучающим принципы работы с компьютером, и родителям было легко ориентироваться в материале.В каждом блоке размещен не только урок с номером и его тема, но и разноуровневые задания, игры, тесты, образовательные ресурсы, подобранные таким образом, чтобы закрепить изученный материал, проверить свои знания и свои возможности в решении, например, логических заданий. Очень помогают при подготовке пространства ресурсы Единой коллекции ЦОР.Как показывает мой опыт, учащиеся, которые дома самостоятельно или с помощью родителей выполняют задания элементов курса, более мотивированы на изучение предмета. Часто болеющие дети быстрее входят в учебный процесс после болезни, и у родителей есть возможность контролировать успехи или пробелы в знаниях у своего ребенка, а также повторить материал, который ребенок плохо усвоил. Курс также позволяет учителю таким образом организовать учебный процесс, чтобы учащиеся с разным уровнем подготовки чувствовали себя успешными и видели свой результат в динамике.Каждый из курсов открыт в свободном доступе, и записаться на него может любой желающий. На курс записаны все учащиеся класса, имеющие дома доступ к сети «Интернет». Все большее число детей и учителей проявляют интерес к исследовательским проектам. При выполнении проекта и его демонстрации неоценимый вклад оказывают не только компьютерные технологии, но и предметные лаборатории, так называемые красные чемоданы и синие коробки. С помощью фотоаппарата и видеокамеры есть возможность зафиксировать промежуточные результаты, используя компьютерные программы оформить результат.Один из проектов – проект по английскому языку.Другой проект – «Детская перепись», который должен ознакомить учащихся с переписью как социальной деятельностью, необходимой для дальнейшего развития государства. (В России в 2010 году была проведена Всероссийская перепись населения.) Задачи этого проекта – расширить рамки программного материала, развивать коммуникативные навыки на иностранном языке.Результатом работы стал фильм, отснятый учеником 1-го класса (фильм снимал ученик, отснятый материал редактировал учитель).Проект «Температура. Термометр» предполагал проектную работу с использованием лабораторного оборудования; измерение температуры воздуха и запись результатов с помощью минимально-максимального термометра, составление графика температур, прогнозирование погоды; доклад учащегося о термометрах с презентацией.Для создания оптимальной информационной среды урока учителю начальных классов необходимо не только владеть информационными технологиями, программным обеспечением, но также продумать цель, задачи и целесообразность использования ИКТ, структуру урока, формы организации деятельности учащихся и контроля усвоения материала. Именно эти навыки и умения позволяют учителя назвать компетентным при работе с информационной средой.Екатерина РАЗИНСКАЯ, учитель начальных классов школы №541

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте