Образование – это педагогический процесс, а основные фонды – это основополагающее понятие любого производственного процесса. Получается, что педагогика является как бы отраслью производства. Неожиданно? Но это действительно так. Ибо знания являются основой умений, без которых невозможен никакой производственный процесс. В свою очередь педагогический процесс имеет все признаки производственного процесса, ибо характеризуется непрерывностью, применением определенных технологий, критериев оценки качества, а его завершение сопровождается созданием готовой продукции. Нет, не деталей или заготовок, как на заводе, а знаний, навыков, востребованных обществом.
Как и любой производственный процесс, образование должно быть эффективным. А достижение этого условия невозможно без эффективного использования основных фондов.Термин «основные фонды» или «основные средства» знаком любому экономисту. Основные фонды – это важнейшие активы образовательной организации, которыми она наделена с момента своего создания и которые при позитивном течении общественно-политических и экономических процессов в дальнейшем не растворяются и не исчезают в никуда, а прирастают и приумножаются. Это наши школьные здания с оборудованными кабинетами и лабораториями, спортивные залы, площадки, бассейны, пришкольные территории.На языке экономиста к основным фондам относятся объекты, которые служат не менее года и стоимость которых определяется в размере пятидесятикратной установленной законом минимальной месячной оплаты труда на дату их приобретения. Очевидно, что все вышеперечисленное удовлетворяет этим требованиям и другим, не менее важным, например, функционируют длительное время, не меняют в процессе эксплуатации своей вещественной формы.Разумное управление основными фондами представляет собой важнейший элемент стратегии повышения эффективности образовательной организации. Давайте посмотрим, как сегодня используются основные фонды образовательной организации – те самые любимые нами школьные здания – в течение календарного года. Заранее хочется предупредить, что этот подсчет носит формальный характер и не имеет цели уподобить образовательную организацию заводу, работающему без перерывов, праздников и выходных.Достаточно заглянуть в школьное расписание, чтобы увидеть: школа в своем производственном ритме функционирует примерно 5-6 часов в день, 5 дней в неделю, 36 недель в году. Именно 36, а не 52, поскольку существуют каникулы. Итого получается, что школа заполнена учителями и учениками около тысячи часов в году. Но в году этих самых часов аж 8760. То есть коэффициент загрузки основных фондов примерно 12 процентов. Получается, что при стопроцентной оплате коммунальных услуг, налогов на имущество и прочих расходах и платежах мы используем наши основные фонды на одну восьмую часть. Не слишком эффективно, не так ли? С другой стороны, этот простой подсчет открывает умопомрачительные резервы повышения эффективности использования основных фондов!Конечно, никто не ставит целью достижение 100- или даже 50-процентного уровня загрузки: все-таки речь идет о педагогическом процессе, а он творческий и не терпит перегрузок. Но 12% пределом являться не могут, это попросту расточительство.Хочу отметить, что самый главный шаг по пути исправления этой ситуации и повышения эффективности использования основных фондов уже сделан. Речь идет о создании образовательных комплексов, когда возможности одного школьного здания и его инфраструктуры стали доступны учащимся из других школ, вошедших в образовательный комплекс. На примере своей образовательной организации вижу рост загрузки футбольного поля, бассейна, синергетический рост числа кружков, секций, также повышающих коэффициент загрузки основных фондов. Не прошло и года с момента образования комплекса, как те самые пять-шесть часов ежедневной работы превратились в полноценные восемь. Все больше детей появляется в школе по субботам, в дни каникул. Школьные здания, инфраструктура используются полнее, полноценнее, и те самые 12% сегодня уже превратились в 16-18%, и нет сомнения, что в будущем учебном году базовый коэффициент загрузки достигнет 20%.Есть и другой положительный аспект объединения. Если раньше административно-управленческий персонал каждой образовательной организации был представлен директором и 3-4 заместителями, то нынче, после объединения, мы имеем те же 4 управленца, но уже в расчете на 7 зданий. Налицо семикратное снижение численности администраторов и пропорциональное снижение затрат! Если загрузка основных фондов является экстенсивным способом повышения их эффективности, то оптимизация численности административно-управленческого персонала – это уже пример интенсификации, повышения производительности труда. Коснулась оптимизация и учительских кадров. К примеру, ранее в каждом здании были учителя, работавшие с неполной нагрузкой. Теперь те, кто готов трудиться с полной отдачей, имеют полную нагрузку, а часть людей, не готовых к интенсивному труду, освобождены от занимаемых должностей. Растет нагрузка на людей, растет нагрузка и на основные фонды, следовательно, повышается их износ. Поэтому не менее важным способом повышения эффективности управления основными фондами является уменьшение их физического износа. Понятно, что даже самое современное здание неаккуратным, варварским обращением можно добить буквально за несколько лет.Ежедневно в школьные здания и инфраструктурные сооружения приходят сотни и даже тысячи человек, каждая дверь открывается и закрывается бесчисленное количество раз, на лестничные марши, места общего пользования приходится огромная нагрузка. А если учесть, что пользователями наших основных средств являются дети, которые не ходят чинно, а двигаются соответственно своему возрасту, то, ясное дело, износ возрастает многократно. Здесь тоже найден выход. Сегодня большинство классов средней школы не перемещаются ежечасно из кабинета в кабинет: дети остаются на месте, учитель сам приходит к ним. Кабинеты более не обезличены, а закреплены за конкретными классами. Так, у каждого стола и стула появляется свой хозяин, заинтересованный в их сохранности.Бережное, внимательное отношение к основным фондам является предметом особой заботы администрации. Можно, надеясь на капитальный ремонт, заниматься их безжалостной эксплуатацией, доводя до полного выхода из строя. А можно сохранять долгие годы в исправности за счет своевременного текущего ремонта. Причем не дорогостоящего ремонта силами привлеченных организаций, а поправляя своими собственными силами и ресурсами: вовремя заменить светильник, исправить розетку, поставить заплату на линолеум, остановить начавшееся разрушение паркета, заменить дверную петлю, не дожидаясь, пока дверь окажется на полу, и многое другое. Все это требует каждодневной заботы, но экономит многие миллионы. В итоге к концу учебного года школьные здания находятся в состоянии ничуть не худшем, чем перед его началом, и летние ремонтные работы оказываются минимальными и по объемам, и по стоимости. В этой колоссальной экономии тоже заключается оптимизация управления основными фондами. Создание комплексов позволило более рационально распоряжаться средствами, направляемыми на восстановление стоимости основных фондов. Иными словами, ранее на каждое здание ежегодно выделялся некий объем средств, которых зачастую было недостаточно для восстановления в полном объеме его эксплуатационных качеств. Теперь в рамках комплекса есть возможность не латать отдельные дыры, а, установив очередность, год за годом полно и с высоким качеством восстанавливать утерянную в процессе эксплуатации стоимость основных фондов. Например, установить пластиковые окна не на одном этаже или в крыле каждого здания, а полностью заменить все окна в одном здании, на следующий год – в другом и так далее.Интенсивное использование основных фондов должно прежде всего отражаться в финансовых показателях. Сегодня в школе широко представлен платный компонент образования. Дети по-прежнему имеют возможность бесплатного получения образовательного базиса, но дополнительные знания преподаются на возмездной основе. Школа широко привлекает специалистов на основе трудовых договоров, в которых прописана не конкретная зарплата, а определенный процент от выручки – родительской платы, сбор которой является сферой ответственности привлеченного работника. Фактически школа на взаимовыгодных условиях предоставляет свои площади в аренду, одновременно повышая спектр предлагаемых образовательных услуг. Так, в школе появляются студии танцев, секции по многим видам спорта и другие сервисы, не предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом.Безусловно, все перечисленные методы родились не сегодня. Приемы оптимизации управления основными фондами образовательной отрасли следует черпать в истории развития российской и мировой экономики. Не только учить, но и самим учиться – под таким девизом должна проходить реформа образования. Замечательные примеры оптимизации управления, ресурсосбережения можно найти в истории армии, промышленности, сельского хозяйства. Заметить, адаптировать, применить подходящую технологию – в этом и состоит искусство современного администратора.Елена ЮНИЦКАЯ, директор Центра образования «Бескудниковский»
Комментарии