Цели: Выяснить содержание понятий “права”, “норма права”, “отрасли права”, осознать социальную ценность права как средства защиты личности и общества.
Создать мотивацию на необходимость соблюдения правовых норм.
I. ОРГМОМЕНТ И МОТИВАЦИЯ УРОКА.
Что бы человек ни сделал, он непременно вступает с другими людьми, с коллективами, а то и с государством в определенные отношения. В отношения вступают между собой организации, учреждения, предприятия.
Многие из этих отношений регулируются правом.
II. ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ УРОКА, постановка целей.
III. ЧТО ТАКОЕ ПРАВО?
Учитель: Приходилось ли вам сталкиваться с правом?
Учащиеся отвечают на вопрос и делают вывод о том, что наша жизнь связана с правилами, правом.
Вопросы:
1. Что такое право? Право – возможность что-либо делать, осуществлять.
2. Приведите примеры, когда право употребляется в этом значении.
Термин “право” имеет двоякое значение и может употребляться в единственном числе, оно существует независимо от человека, то есть это объективное право.
Право – система общеобразовательных норм, регулирующих поведение людей, наиболее важные отношения между ними, за выполнением которых следит государством.
IV. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА
Учитель: Нужно найти место для строительства “дома права”, на исторической ленте времени. Можно его построить в первобытном обществе?
Учащиеся дают отрицательный ответ, так как отношения между древними людьми регулировались обычаями, которые объединили общество, помогли выжить в суровых условиях, помогли сплотиться в борьбе с силами природы.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: Человечество существует миллионы лет, право гораздо моложе, ему только 6 тыс. лет.
Учащиеся рассуждают об условиях появления права, которое обусловлено тремя видами причин: социальными, экономическими, политическими.
Благодаря разделению труда и появлению земледелия и скотоводства, члены рода начали познавать свою индивидуальность, “Я” постепенно выделялось из “Мы”, изменялось поведение людей, их психология.
Экономическая предпосылка возникновения права – формирование частной собственности. Обществу требовались новые регуляторы поведения, и только государство могло обеспечить устойчивую защиту новых общественных отношений.
Таким образом, учащиеся выбрали место для постройки “дома права”: там, где появилось государство. Делают первые зарисовки, думают над тем, каким критериям должна соответствовать постройка (прочность, надежность, красота).
Фундаментом “дома права”, т.е. его исходными началами являются принципы. Их помогут определить мысли мудрых, которые свидетельствуют о вечном и спорном.
V. ПРИНЦИПЫ ПРАВА
1. Социальная свобода (посредством свободы человек получает возможность быть свободным в пределах установленных правом границ).
2. Гуманизм (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, право создано для того, чтобы улучшить жизнь человека и всего общества в целом).
3. Демократизм (демократия должна способствовать развитию демократических юридических гарантий защиты прав и свобод).
4. Равенство (по отношению к праву ни у кого не должно быть привилегий, даже если общество разделено на сословия. Право на стороне истины и затрагивает интересы всех).
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: Рядовой дворянин Сухово-Кобылин (1817-1903 г.) по недоказанному обвинению был причастен к убийству и незаконно пребывал в лапах несправедливого правосудия, что дало повод для сатирических пьес “Свадьба Кречинского”, “Дело”, “Смерть Тарелкина”.
ВЫВОД: Право совершенствуется вместе с развитием исторической эпохи. Если государство не руководствуется этими принципами – это криминальное государство.
VI. НОРМЫ ПРАВА
Учитель: На “дом” должен быть прочным, надежным. Можно построить его из кирпичей. Такими “кирпичиками” являются нормы права.
НОРМЫ ПРАВА – идеальная модель или программа поведения людей в определенных ситуациях.
Учащиеся называют правовые документы, которые содержат правовые нормы.
VII. ОТРАСЛИ ПРАВА
Историческая справка. Многие открытия в праве совершили древнеримские юристы, но и сейчас римское право считается образцом, многие идеи и нормы живут до сих пор. Например, ученые-правоведы пользуются такими понятиями, как публичное право и частное право, и юристы Древнего Рима впервые обнаружили, что все правовые нормы можно объединить в две большие группы, области. Рим был обречен историей 2 тыс. лет назад, а римское частное право осталось.
Учащиеся продолжают работать с таблицей, заполняется последняя графа. В тетрадях на рисунке появляется схема “Система отраслей права РФ”
Система права
публичное право
конституционное
административное
уголовное
процессуальное
международное
частное право
гражданское
семейное
трудовое
международное частное право
Группа ребят выполнила опережающее задание, нарисовала пристройку к “дому права”. “Справочное бюро”, где указаны номера телефонов, адреса организаций для получения юридической помощи.
VIII. ВЫВОД: Право – важнейшее завоевание цивилизации, те страны, которые лучше всего использовали его возможности, быстрее продвинулись по пути прогресса.
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (по выбору)
1. Составить таблицу отличий норм права от норм морали.
2. Привести примеры произведений русской литературы, которые затрагивают правовые вопросы.
3. Выполнить задание 2 с. 277 (учебник “Граждановедение”, 9-й кл. Я.Соколов, А.Прутченков).
4. Сделать к “дому права” пристройку “Элементы правовых норм”.
Мысли мудрых
Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага.
В.СОЛОВЬЕВ, философ
В буржуазную эпоху право приобрело все более цивилизованный характер, демократизировалось. В жизнь вошли юридические аксиомы: нельзя применять не предусмотренные законом наказания, осуждать дважды за одно и то же преступление, судить за действия, не предусмотренные уголовным законом, лишить человека правовой защиты и др.
С.АЛЕКСЕЕВ, правовед
Сущность закона – человеколюбие.
В.ШЕКСПИР
Татьяна СЕКИРОВА,
учитель граждановедения
Муром
Комментарии