Правительство Москвы на очередном заседании рассмотрело вопрос «О развитии системы работы с одаренными детьми в городе Москве». С основным докладом выступила руководитель Департамента образования Ольга Ларионова.
За последние годы в ходе реализации различных федеральных и региональных программ, национального приоритетного проекта «Образование» в городе сложились отраслевые системы работы с одаренными детьми, основные задачи которых:
– создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;
– развитие и поддержка сети учреждений, работающих с этими детьми;
– тиражирование опыта лучших образовательных учреждений;
– создание механизмов координации деятельности различных ведомств и структур.
Для выявления талантливых детей сформирован комплекс разносторонних конкурсов, олимпиад и соревнований разного уровня. Выстроенная система работы с одаренными детьми обеспечивает как развитие способностей, так и формирование интереса и мотивации к творческим, интеллектуальным, спортивным достижениям. Этому способствуют групповая и индивидуальная работа учителя в классе и вне урока, деятельность различных кружков, секций, студий и общественных организаций, реализация отраслевыми образовательными учреждениями, клубами по месту жительства, общественными организациями разнонаправленных творческих проектов.
На сегодняшний день в городе сформирована сеть разнопрофильных учреждений департаментов образования, культуры и Москомспорта.
В 124 учреждениях Москомспорта занимаются около 164 тысяч ребят. Еще 60 тысяч юных москвичей обучаются в 144 образовательных учреждениях Департамента культуры.
Наиболее перспективным в спорте и творчестве ребятам обеспечена возможность продолжить образование в профильных учреждениях Москомспорта и Департамента культуры – в училищах олимпийского резерва, средних и высших учебных заведениях культуры и искусства.
В работе с одаренными детьми активную позицию занимают Департамент семейной и молодежной политики, Комитет общественных связей и префектуры.
В системе Департамента образования работу с одаренными детьми мы начинаем с дошкольного возраста. Развивающие программы, реализуемые в детских садах города, уже на раннем этапе позволяют выявить и начать индивидуальную работу со способным ребенком. Для обобщения и трансляции в массовую практику передового опыта два года назад был открыт городской сетевой ресурсный центр «Одаренный ребенок».
Развитием творческой и спортивной одаренности целенаправленно занимаются 154 разнопрофильных учреждения дополнительного образования, кружки и секции, работающие в каждой московской школе. В них обучаются более 600 тысяч ребят.
Для интеллектуально одаренных ребят школьного возраста создана разветвленная сеть учреждений повышенного уровня. Это лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов. Открыты и специальные учреждения для одаренных детей. В их числе «Лига школ», «Сократовская школа», интернат «Интеллектуал», «Созвездие» и другие. В этих школах отрабатываются самые современные технологии работы с одаренными детьми, применяются вариативные системы образовательных маршрутов.
Задача Департамента образования – создание на их базе ресурсных центров для выработки единого научно-методического подхода к диагностированию, работе с одаренными детьми и обеспечение полноценного методического сопровождения учителей массовой школы, так как одаренные ребята есть практически в каждом образовательном учреждении. Для нас важно не только выявить их, но и создать условия, при которых такие дети могут самореализоваться. Этому способствуют проектно-исследовательская, экспедиционная деятельность, работа научных и творческих детско-взрослых сообществ.
Во внеурочной деятельности наряду со сложившейся системой соревнований, спартакиад, фестивалей, конкурсов и смотров мы внедряем интеллектуальные марафоны, летние и зимние предметные школы, дистантное консультирование, создаем школьные научные общества.
Такая система мер позволяет сегодня выявить одаренных детей и независимо от типа учреждения выстроить для них индивидуальную образовательную траекторию, ориентированную на целенаправленное и системное развитие способностей, что убедительно подтверждают данные о ежегодных победах на всероссийских и международных предметных олимпиадах учащихся как специальных учреждений (школа-интернат «Интеллектуал», лицей «Вторая школа»), так и общеобразовательных (Центр образования №57, школы №№654, 192, 179, 218, гимназии №№1513, 1545 и многие другие).
Об эффективности используемых технологий свидетельствует и ежегодно увеличивающееся число участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. В 2010 году оно выросло почти в 2 раза по сравнению с 2009-м, а количество призовых мест увеличилось со 177 до 278. При этом 50% членов московской команды (278 из 558) стали победителями и призерами олимпиады.
Высоких достижений добиваются и ребята с ограниченными возможностями здоровья. Для этой категории проводится спартакиада по 28 видам спорта. В прошлом году 40 юных спортсменов стали победителями и призерами всероссийских и международных спортивных соревнований. Среди них 3 победителя Чемпионата Европы и летних Европейских игр Специальной олимпиады по легкой атлетике.
Этот учебный год стал годом успеха и для 233 ребят-инвалидов, которые приняли участие в предметных конкурсах, олимпиадах, марафонах и викторинах разного уровня, в том числе и международного.
Формируя Комплекс мер по обеспечению государственной поддержки работы с одаренными детьми совместно с профильными структурами и префектурами города, мы прежде всего решали задачу раннего выявления всего спектра одаренности детей и создания условий для максимально широкого проявления и развития детских талантов и возможностей.
Для этого мы запланировали новые городские мероприятия. В их числе конкурсы научно-исследовательских проектов, научно-практические конференции «Электронная Москва: выбор молодых», «Исследуем и проектируем», «Поиск – НИТ» и многие другие, городские и выездные тематические лагеря и школы, научно-технические и творческие фестивали, спортивные соревнования, спартакиады, музыкально-просветительские вечера и международные форумы по вопросам культуры и искусства.
Развивая работу с одаренными детьми младшего школьного возраста, мы предусмотрели меры по вовлечению учащихся начальной школы. Для этого расширяем как направления деятельности, так и круг мероприятий. Например, в этом году проведем городскую практическую конференцию «Открытие». Малыши также станут участниками различных конкурсов проектных и исследовательских работ, интеллектуальных марафонов, творческих и спортивных мероприятий, которые помогут выявить одаренных детей и мотивировать их на активную познавательную деятельность.
Наряду с выявлением талантливых ребят не менее важно не «потерять» их при переходе с одной ступени образования на другую. Поэтому работа с этой особой категорией должна быть основана на обеспечении преемственности и последовательности сопровождения. В последние годы для среднего и старшего школьного возраста в городе сформирован такой механизм, разработаны технологии и формы повышения мотивации к обучению, созданы база данных и система поощрения, включающая грантовую поддержку. В рамках реализации приоритетного национального проекта ежегодно 580 ребят награждаются грантами Правительства Российской Федерации. В некоторых округах учреждены гранты префекта. Одаренные ребята получают грантовую поддержку и Департамента образования.
По итогам олимпиад ежегодно от 50 до 60 учителей, работающих с одаренными детьми, награждаются грантами Правительства Москвы. Кроме того, при переходе на новую отраслевую систему оплаты труда результативность работы с одаренными детьми будет учтена в стимулирующей части заработной платы педагога.
К сожалению, преемственность и сопровождение креативных ребят порой прерываются на этапе их поступления в вуз, что негативно влияет на процесс социализации и самореализации талантливой молодежи.
Чтобы урегулировать ситуацию и сформировать систему последовательного сопровождения – от детского сада до профессионального становления, Комплекс мер предусматривает создание межотраслевой базы данных, включающей одаренных ребят всех возрастов. Это не только позволит не «потерять» выявленных ребят, но и обеспечит для них условия «социального лифта». Совместно с вузами мы на практике отработаем принципы поддержки талантливой молодежи, закрепив их соответствующей нормативно-правовой базой.
Профессиональная компетентность педагога – важный фактор работы с этой особой категорией детей. Именно поэтому на протяжении нескольких лет мы ведем целевую подготовку учителей, проводим тематические семинары, конференции и «круглые столы». На базе Института открытого образования созданы Центр методики работы с одаренными детьми, Центр исследования одаренности в городском Психолого-педагогическом университете.
Для расширения круга ребят, получающих высококвалифицированную поддержку в дистантной форме, мы продолжим готовить учителей, владеющих информационно-коммуникационными технологиями, а с сентября приступим к подготовке педагогов-тьюторов для сопровождения одаренных ребят.
Чтобы скоординировать деятельность различных учреждений и обеспечить педагогам высококвалифицированную методическую поддержку в построении непрерывного образовательного маршрута ребенка, мы планируем преобразовать Центр методики работы с одаренными детьми Московского института открытого образования в межведомственный Центр по работе с одаренными детьми.
Учитывая, что педагог должен обладать не только глубокими предметными знаниями, но и владеть специальным психолого- педагогическим инструментарием, мы запланировали подготовку, обеспечивающую формирование психолого-педагогических компетенций, что особенно актуально, так как и мировые, и отечественные данные свидетельствуют, что, к сожалению, только 1 одаренный ребенок из 10 полностью реализует заложенные в нем возможности. Одна из причин – особенности развития таких детей. В реальной жизни они, как правило, испытывают значительные психологические проблемы разного свойства. Зачастую в психологическом сопровождении нуждается и семья.
Подавляющее большинство родителей не знают, как надо правильно развивать ребенка, чтобы добиться результатов, как избежать психологических срывов, не сломать неокрепшую психику ребенка, не навредить его здоровью. Поэтому по модульным курсам мы готовим школьных психологов и педагогов.
Выстраивая целостную систему психологического сопровождения, мы разработаем московскую модель поддержки одаренных детей, родителей и специалистов, работающих с ними, значительно расширим деятельность Центра развития одаренности.
Надеемся, что Межведомственный центр по работе с одаренными детьми и Центр развития одаренности также будут полезны и нашим коллегам из других отраслей.
Не менее важно сохранить и укрепить физическое здоровье ребят. Для этого предусмотрены медицинское обеспечение одаренных детей и мероприятия, направленные на просвещение родителей и педагогов.
Развитие одаренности требует особой среды и особых форм организации педагогического процесса. Используя богатейший научный и культурный потенциала Москвы, мы привлекаем представителей научных, творческих, спортивных организаций и вузов города. Свыше 2 тысяч ученых, деятелей культуры и спорта работают сегодня в учреждениях нашей системы. Более тысячи школьников персонально патронируют ведущие ученые столицы.
В этом году совместно с Комитетом по науке и технологиям мы впервые провели городской фестиваль научно-технического творчества и молодежных инициатив. На 28 фестивальных площадках свои проекты представляли более 20 тысяч ребят. Во время встречи Юрия Лужкова с учителями Центра образования «Царицыно» был предложен для реализации проект под условным названием «Город как школа» для знакомства педагогов, учащихся с инновационными технологиями на предприятиях города. В рамках этого фестиваля совместно с Департаментом науки и промышленности, организациями городского хозяйства ребята посетили московские предприятия, встретились с выдающимися учеными. Непосредственными участниками просветительской деятельности стали почти 70 тысяч школьников.
На заключительном городском этапе фестиваля в апреле этого года были представлены проекты 40 предприятий и 18 вузов города, выполненные совместно с московскими школьниками. В рамках фестиваля были отмечены работы более 2,5 тысячи ребят. 30 из них получили сертификат на участие в Эйлеровских чтениях в швейцарском научном центре «Технорама». Планируем, что это мероприятие станет ежегодным.
Для разработки новых технологий работы с одаренными детьми, пропаганды ее результатов, обеспечения контактов учительства с научной и творческой интеллигенцией План мероприятий предусматривает создание творческих коллективов, в состав которых войдут деятели науки, культуры и искусства, запланировано создание творческих общественных объединений педагогов.
Безусловно, успешность этой работы напрямую зависит от согласованности действий как органов исполнительной власти, так и наших социальных партнеров. Для координации и систематизации совместных усилий предлагаем создать городской Координационный совет по поддержке работы с одаренными детьми. Наряду с органами исполнительной власти в его состав войдут представители Совета ректоров вузов Москвы и Московской области, творческих, спортивных и других заинтересованных организаций. Мы предлагаем создать такие советы и при префектурах административных округов.
Реализация всех мероприятий комплекса будет осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных органам исполнительной власти в бюджете Москвы на 2010-2011 годы.
Комментарии