Мы будем жить в одном доме, но в разных квартирах
Василий Иванович СТРАЖЕВ, министр образования Республики Беларусь. Василий Иванович родился в 1944 году в фронтовом поезде. Школу закончил с золотой медалью. Выпускник БГУ, по специальности – физик-теоретик. Доктор физико-математических наук. В советское время преподавал в вузах, работал в Академии наук, в Минском горкоме КПБ.
– Если отвлечься от политики, то что означает единство в образовании? Как далеко мы ушли от него за 8 лет суверенной жизни и как тесно намереваемся сближаться?
– Честно говоря, никуда мы друг от друга не уходили. Ни в плане общей стратегии, ни в плане личных контактов. Что я имею в виду? Ни Беларусь, ни Россия не разрушили “до основанья” фундамент советской школы. Мы старались сохранить лучшие ее черты.
Все эти годы не прерывались и личные контакты между учеными, педагогами, руководителями учебных заведений.
Словом, Беларусь и Россия никогда не теряли взаимного интереса к переменам в образовании. Другое дело, что до поры до времени это не облекалось в официальные формы. Но уже в прошлом году были сделаны конкретные шаги. В сентябре, например, состоялись первые совместные с Российской академией образования педагогические чтения по реформе школы. Договорились сделать их регулярными. И, кроме того, мы решили объединить усилия в разработке содержания основной школы.
В июне в Смоленске прошла первая совместная коллегия двух наших министерств. Разговор был о конкретных проектах – в частности, о создании совместного учебника по истории и открытии российско-белорусского вуза.
Кстати, согласно подписанным документам, абитуриенты наших государств уже сегодня могут на равных условиях поступать и обучаться в вузах Беларуси и России.
– В России сегодня идут “баталии” по поводу перехода на 12-летнее обучение. Белорусский “мирный” опыт в расчет не принимают, считая, что реформа в Беларуси внедряется едва ли не по приказу.
– Концепция нашей 12-летки впервые была опубликована еще в октябре 1994 года. К практическим шагам перешли в 98-м. Четыре года мы обсуждали, готовили реформу: и на I съезде учителей Беларуси, и на различных конференциях, и через печать. В 1998 году был проведен анонимный опрос учителей и директоров учебных заведений. Он выявил, что реформу поддерживают 75% школьных руководителей и 60% педагогов. И это при том, что мы не смогли и пока не можем ни резко повысить учительскую зарплату, ни существенно улучшить материальное положение школ.
– Значит, дело в правильной агитации и пропаганде?
– Не только. Нам было легче, чем России, начинать реформу, за точку отсчета которой мы берем год возвращения в школу шестилеток. Почему? В Беларуси не было двух начальных школ: (1-3 и 1-4). Существовала только четырехлетка, в которую, правда, поступали учиться как с 6, так и с 7 лет. Добавьте к этому и сохраненную систему дошкольного воспитания с фактически бесплатным содержанием детей, а большинство шестилеток первый год обучаются в детских садах. Но и в школах для них мы сумели организовать бесплатное питание.
То есть средства на начальную ступень ушли большие, может быть, в ущерб основной школе. Но мы сознательно пошли на такой шаг, потому что именно обучение с 6 лет и начальная четырехлетка позволяют выстроить принципиально другую школу.
– Какие параметры были заданы разработчикам программ?
– Обучение с 6 лет, базовая 10-летка с 5-дневной неделей и 34-часовой учебной нагрузкой. Все. Чтобы войти в эти рамки, мы вынуждены избавиться от второстепенного материала и придать обучению в базовой школе практическую направленность.
Что касается России, то она слишком велика, чтобы в один день и час начинать реформу. И самобытна, чтобы слепо копировать чужой опыт. Хотя… Как ни парадоксально, но в России сегодня столько интересных идей, разработок, учебников, что ей, как говорится, сам Бог велел проводить реформу.
В будущем союзном государстве, мне кажется, полной унификации образования не произойдет. Образно говоря, мы будем жить в одном доме и даже на одной лестничной площадке, но все-таки в разных квартирах. Иначе мы не будем интересны друг другу.
Светлана ГЕРАСИМОВА
Комментарии