– Василий Юрьевич, мы беседуем с вами в преддверии финала Всероссийского конкурса «Учитель года»-2021. Региону выпала честь принять самых лучших учителей России. Как проходила подготовка к этому событию?
– Принимать у себя, на Дону, такой значимый конкурс нам позволила блестящая победа Михаила Гурова. Как только о ней стало известно, мы стали готовиться встречать лучших педагогов со всей России. Определили рабочую группу, выбрали площадки для проведения мероприятий, разработали «дорожные карты» по каждому направлению.
«Сердцем» торжественных событий станет наш знаменитый музыкальный театр «Белый рояль». Конкурсные мероприятия пройдут в лицее №11, центре цифрового образования «IT-куб», мультимедийном историческом парке «Россия – моя история».
Таким образом, участники Всероссийского конкурса ознакомятся с широчайшими возможностями донского образовательного комплекса и одновременно откроют для себя колорит и гостеприимство тихого Дона.
Уверен, вместе мы достойно проведем финал конкурса «Учитель года России».
– Системы образования разных регионов России имеют свои особенности. На ваш взгляд, в чем изюминка системы образования в Ростовской области?
– Главное богатство – это наши педагоги. Они креативны, не боятся осваивать новое, всегда результативны в профессиональных конкурсах.
А изюминка – непрерывное казачье образование. Его реализуют в 600 образовательных организациях. От детского сада до колледжей дети, подростки нашей области изучают традиции и быт донского казачества. Они впитывают дух патриотизма, уважения к старшим, служения Отечеству. Казачий компонент позволяет сохранять и умножать исторически сложившиеся ценности донской культуры, развивать богатое историческое наследие.
При всем этом Ростовская область – земля многонациональная. И это тоже учитывается в системе обучения и воспитания. Объединяющую роль выполняет этнокультурный образовательный проект «Диалог культур народов Дона». Уверен, фестивали, конкурсы, праздники, уроки изучения культур народов Дона укрепляют дружбу и межнациональные отношения.
Особая тема – здоровье учеников. Мы занимаемся ею много лет в рамках проекта по здоровьесбережению. Проводим доврачебную диагностику здоровья детей в школах. Оцениваем работу школ в целом с позиции охраны здоровья. Это дает возможность принимать перспективные управленческие решения.
Еще одна точка приложения сил – развитие гибких навыков у подрастающего поколения. Умению быстро перестраиваться в меняющихся условиях, анализировать большие объемы данных учит донских школьников уже 9 лет «Всеобуч по шахматам». А новое развитие проекта достигается за счет внедрения цифровой образовательной среды, создания современных образовательных пространств «Точки роста» – до 2024 года они появятся во всех сельских школах Ростовской области.
– Качественное образование – это не только достойная материально-техническая база образовательных организаций, но и сильные педагогические кадры. Какая в Ростовской области система поддержки учителей?
– Вы совершенно правы. Забота о педагогах очень важна. У нас действует комплекс мер поддержки работников образования. Мы компенсируем расходы на оплату жилья и коммунальных услуг, выплачиваем социальные выплаты молодым семьям на приобретение или строительство жилья. Учителям, которые проживают и работают на селе либо переехали туда на постоянное место жительства, предоставляются льготы на приобретение жилья. Муниципалитеты финансируют по целевому направлению обучение специалистов по программам среднего профессионального и высшего образования.
Ростовская область участвует в программе «Земский учитель». В прошедшем году региональное педагогическое сообщество увеличилось на 38 специалистов, в этом году ожидаем пополнения еще на 34 педагога.
И, разумеется, предусмотрены стимулы для лучших педагогов – они поощряются премиями и стипендиями.
– Во многих российских регионах есть проблемы с обеспечением местами в детских садах и школах. Как решается этот вопрос в Ростовской области?
– Еще в 2015 году мы ликвидировали очередь в детские сады для детей в возрасте 3‑7 лет. За последние десять лет построено 109 детских садов – это более 16 тысяч мест для малышей.
В донских школах за последние пять лет дополнительно создано более 12 тысяч учебных мест.
При этом у нас ежегодно растет число школьников – на 6‑7 тысяч человек. Поэтому в двухсменном режиме сегодня планируют обучение около четверти школ региона. Это вопрос, над которым продолжаем активно работать.
– Как в регионе реализуется национальный проект «Образование»?
– В рамках нацпроекта мы воплощаем программные мероприятия по пяти региональным проектам. Они ориентированы на патриотическое воспитание, цифровую образовательную среду и современную школу, успех каждого ребенка, повышение конкурентоспособности профессионального образования.
В этом году 441 образовательная организация нашего региона получает новое учебное оборудование, ведется ремонт 29 школьных спортзалов в сельской местности.
Благодаря нацпроекту донская система образования пополнилась центром дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации», центрами опережающей профессиональной подготовки и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, мобильным технопарком «Кванториум», центром цифрового образования детей «IT-куб» и образовательными пространствами «Точки роста».
Первый в Ростовской области школьный «Кванториум» уже в нынешнем году откроет двери для учеников. А до конца 2024 года будет создано еще три школьных «Кванториума» и 11 центров цифрового развития детей «IT-куб».
Среднее профессиональное образование также задействовано в реализации нацпроекта. Уже открыто и завершается создание 24 мастерских, оснащенных современным оборудованием. К 2024 году число мастерских достигнет 60.
– Сталкивается ли регион с такой проблемой, как отток молодежи? Что, по вашему мнению, может привлечь молодых специалистов, получивших высшее образование в столичных вузах, в родной край?
– Этот вопрос важен для нас. Ежегодный мониторинг показывает, что часть выпускников школ предпочитают получать высшее образование за пределами региона. Тем не менее по итогам вступительной кампании прошлого года подавляющее большинство выпускников – более 75% – поступили в вузы Ростовской области. Мы поддерживаем вузы, которые расположены у нас на Дону. Так, с 2012 года действует региональный комплекс мер поддержки Южного федерального университета. Донской государственный технический университет с 2016 года является опорным многопрофильным университетом области.
Учреждены губернаторские стипендии и премии, которые ежегодно получают 380 аспирантов и студентов, а также 100 молодых ученых – на это ежегодно выделяется более 4 миллионов рублей.
Талантливые студенты принимают участие в реализации инновационных проектов по приоритетным направлениям развития региона. Такие проекты и актуальные исследования в различных сферах научной деятельности наша область активно продвигает.
Наращиваем целевое направление абитуриентов на обучение. Например, в регионе в этом году на треть увеличено количество бюджетных мест по ИТ-специальностям. Сейчас совместно с Советом ректоров вузов области прорабатываем дополнительные возможности расширения доступности целевого обучения.
В нынешнем году создан межрегиональный научно-образовательный центр Юга России, разработана его программа развития. Она вошла в пятерку лучших и получит господдержку в рамках нацпроекта «Наука».
– Какими, на ваш взгляд, должны быть современная школа и учитель? Если позволите, личный вопрос: что вам запомнилось из школьных лет?
– Запомнилась высокая душа педагогов. В прошлом году навестил своего классного руководителя Валентину Федоровну Юдину. Ее педагогический стаж – 50 лет. Тысячи учеников выпустила, но запомнила очень многих. Поразительно! Особенно учитывая, что в свои 90 лет она вспоминала при нашей встрече многих своих выпускников, называла их имена, фамилии.
Благодарил ее сердечно, и не только за то, что вложила в нас знания, но и за душу педагога. Это многое значит для подрастающего поколения.
Сегодня требования к школе и учительству очень высоки с образовательной точки зрения. Информационное общество развивается стремительно, и это накладывает отпечаток на процесс обучения. Школе и учителям надо идти в ногу со временем.
Арслан ХАСАВОВ
Комментарии