а пословица “Власть портит человека” изживет себя”.
Владислав ТУЧКОВ, школа # 9, Кандалакша
Никаких уроков из исторического прошлого теперешняя власть извлекать не собирается и запрягает телегу впереди лошади. Власть продолжает господствовать над экономикой, политикой и обществом. Иначе и быть не могло, ведь нынешняя власть вышла из недр старого строя и приспособилась к новым условиям. Кандидаты в депутаты обольщают избирателей обещаниями манны небесной”. А выберут, и получается, что они живут, а мы выживаем. Нищета на фоне роскоши также ужасна, как роскошь на фоне нищеты. Пора признать вопиющую истину: “Мы плохо работаем, потому что плохо живем!”
Анастасия ЗУБРИЛИНА, гимназия
Сызрань,
Самарская область
Конечно, мне неизвестны рецепты, как вывести страну из кризиса. Да и что я могу посоветовать, простая девчонка, этим “мудрым” людям? Но если бы я была депутатом, то приняла бы закон о достойной жизни пенсионеров. Подумать страшно, до чего довели наших стариков! Почему их так унижают, дают пенсию, словно милостыню. Неужели они за свою жизнь не заслужили человеческого отношения к ним властей! Выходит, что в нашем обществе старость – это порок.
Анастасия ИВАНОВА, школа # 2
Удачный,
Саха – Якутия
Если бы я был депутатом, я бы принял такие законы, которые в будущем помогли нашим детям. Сейчас очень много законов, но многие из них только мешают нам жить. Например, издали закон о приватизации. Бессовестный, дурацкий закон. В нашу школу приезжает много молодых преподавателей, а поселить их негде, все учительские квартиры приватизированы.
Александр МЕХОНОШИН
Пешнигортская школа,
Коми-Пермяцкий автономный округ
Я бы предложил ужесточить меры ответственности за экономические преступления. Ни один гражданин, независимо от чинов и званий, не должен оставаться безнаказанным за действия, которые причиняют ущерб государству.
Алексей ПОПОВИЧ, Кооперативный техникум
п. Лянгасово,
Кировская область
По-моему следует принять законы, существенно ограничивающие власть президента в отношении порядка роспуска правительства и Государственной Думы. По-моему, необходимо ввести для России пост вице-президента.
Что-то с законотворчеством у нас нелады. По-моему, надо внести изменения в этот процесс. В частности, расширить перечень лиц и организаций, обладающих правом законодательной инициативы и значительно сократить случаи применения президентского “вето”.
Ольга ТЕРЕШИНА, школа # 34
Брянск
В первую очередь я бы принял таможенный закон. Считаю, что из-за импортной продукции, наводнившей рынки нашей страны, наши предприятия и заводы не могут выйти из кризиса. Необходимо увеличить налог на импорт и уменьшить налог на экспорт, ограничить ввоз импортной продукции, а некачественные и вредные для здоровья продукты совсем запретить к ввозу.
Андрей БАЛЫБЕРДИН,
филиал Кооперативного техникума
Киров
Я бы сразу отменила бартер между государственными предприятиями и частными. Например, нельзя менять нефть на легковую машину для директора нефтеперерабатывающей компании.
Маргарита НУРАЛИЕВА, школа # 4
Миньяр,
Челябинская область
Самой острой проблемой в социальной сфере сегодня является огромная разница в доходах людей. Я считаю, что всеми силами нужно поддерживать средний класс, потому что именно на нем строится правовое государство.
Наталья КОСТЮК,
средняя школа # 2
Партизанск,
Приморский край
Нужно наконец решить вопрос о национализме, потому что он, как спрут, протянул свои щупальца ко всему светлому и доброму, что есть в России. Чем мой сосед хуже меня? Тем, что он другой национальности?.. Много дел сегодня для хорошего правителя. Где-то он должен же быть, не может Россия так просто погибнуть, кто-то же должен ее поднять!
Юлия Гарина
п. Комсомольский,
Мордовия
Я не хочу быть депутатом. Мое мнение: в депутаты рвутся ради власти и обогащения. Выберут и забывают все, что обещали народу перед выборами.
Денис МАЛЬКОВ, филиал ККТ
Киров
В первую очередь нужен закон о земле. Переход к рыночной экономике продолжается уже более десяти лет, а самый главный вопрос на Руси – аграрный – не решен. Медлительность федерального центра в решении этого вопроса сильно сказывается на регионах. Складывается впечатление, что центр перекинул всю тяжесть этого вопроса на плечи местных властей. А земля ждать не любит! Поэтому в некоторых субъектах РФ самостоятельно принимаются законы о частной собственности на землю. Как обстоят дела с правовой точки зрения, я не знаю, но чувствую, что принятие этих законов наталкивается на мощное сопротивление Центра.
Сергей ТЕТЮШКИН, школа # 3
п.Ромоданово,
Мордовия
Я бы принял жесточайший закон о коррупции. Взяточничество стало нормой, оно одно из трех бед России, помимо дураков и дорог. Если бы я как депутат смог содействовать решению этой проблемы, думаю, все люди сказали бы мне за это спасибо.
Георгий ЛИМАНОВСКИЙ, гимназия
Сызрань,
Самарская область
Одним из первых принял бы закон о государственной символике. Символы государства вроде бы у нас есть, но в то же время их нет. Какие тут речи можно вести о патриотическом воспитании молодежи, если многие не знают, что такое триколор. Ничего удивительного в том, что, когда звучит гимн на спортивных соревнованиях, наши соотечественники в это время разговаривают, курят, пьют пиво. И все это демонстрирует телевидение на всю Россию. Поэтому ничего удивительного в том, что, скажем, День Конституции или День независимости для молодежи – очередная тусовка на площади.
Андрей СТАФИЕВСКИЙ, школа # 58
Улан-Удэ
Обязательно нужен закон, ограничивающий коммерциализацию образовательных услуг. Если государству нужны хорошие специалисты, то оно должно позаботиться о сохранении бесплатного образования.
Мария СЕМЕРИКОВА
село Романово,
Пермская область
Сможет ли Россия найти свой путь в открытое общество? Надежда общества – школа. Государство не просто готовит себе образованных людей, оно само вырастает из школы. Я за реформу школы. Развитие системы образования – это наипервейший национальный интерес. Школа должна готовить каждого к решению трех главных задач: обеспечить себе достойный жизненный уровень, стать хорошим гражданином, прожить свою жизнь достойно и счастливо.
Андрей ОСОКИН, школа # 33
Озерск,
Челябинская область
Думаю о своем будущем. Оно зависит от того, какое образование я получу. А пока я учусь в школе, где нет никаких технических средств, где компьютер изучают “на пальцах”, где плачет учитель физкультуры, если лопнул мяч, а учитель физики покупает реактивы на свои деньги. Учителя из своей нищенской зарплаты выделяют копейки, чтобы наградить победителей конкурса, а директор изо всех сил бьется, чтобы создать нам хоть какие-то условия для учебы. Я думаю, срочно нужно принять закон о молодежи, где бы государство открыто объявило о приоритете – образования.
Денис ТРЕТЬЯКОВ
Гумбейский,
Челябинская область
Нужно принять закон об образовании, новый, в котором было бы четко сказано, что учителя должны не только учить детей, но и воспитывать их, объяснять проблемы нашего общества. Только тогда из нынешних школьников могут вырасти настоящие граждане.
Юрий РЫБКИН, школа # 56
Чебоксары,
Чувашия
Интересно, задумывались ли господа депутаты, кто привел их в Госдуму? Учитель! Учитель – главная на земле профессия. Не будь его – не было бы ни физиков, ни лириков, некому было бы возводить дома, решать проблемы современной политики. Господа депутаты! В школе – истоки всего и учитель должен пользоваться в государстве непререкаемым авторитетом. У него должен быть престиж, как у депутата.
Виктор РЫБАК, школа # 2
п. Полотняный завод,
Калужская обл.
Исторический опыт показывает, что без развитого гражданского общества государственная власть приобретает тоталитарный характер. Этот процесс мы наблюдаем сегодня, и при этом в сочетании с мафиозно-криминальным капиталом. Мы должны осознать, что мы не толпа, а народ! Нельзя допустить, чтобы “наши радетели” в качестве трамплина для своих целей попадали в государственную власть. Главный ключ к преодолению этих процессов – просвещение. Мы должны сделать ставку на построение сильного, просвещенного государства.
Жанна АБДУРАХМАНОВА, школа # 3
п.Орловский,
Ростовская область
“Я обращаюсь к господам кандидатам в депутаты : многое зависит от вас – будут ли следующие поколения благодарны вам за содеянное. Пока был счет не в пользу депутатов”.
Эдуард БИРОВ, Одинцово, Московская область
Cрочно нужно создать особые законы по отношению к республикам Северного Кавказа. Иначе в этом регионе мы можем получить более масштабную войну, чем в Чечне.
Степан ЯРЫГИН,
средняя школа # 2
Шахтерск,
Сахалин
“Горячие точки” и всплеск терроризма – это результат плохой работы властных структур. Нельзя допустить возникновение межнациональной розни в стране, где на протяжении долгого времени так дружно и мирно жили люди разных национальностей, где перед лицом беды во время Великой Отечественной войны бок о бок сражались представители всех братских народов. У дружбы нет национального признака. Долг каждого представителя власти сделать все, чтобы мирно разрешать конфликтные ситуации. Но вместе с тем необходимо призвать к ответу всех виновных, беспощадно карая предателей. И пусть на страже мира в России стоит могущественная армия, оснащенная по последнему слову техники, состоящая из кадровых военных, добровольно посвятивших себя делу служения Отчизне.
Мария ЮРЧЕНКО,
школа # 466
Осиновая роща,
Санкт-Петербург
Я думаю, что одной из главных проблем сегодня является проведение военной реформы. Необходимо наконец-то ввести военную службу на контрактной основе. Нужен закон, по которому в “горячие точки” будут отправляться только контрактники или солдаты срочной службы, получившие согласие на это своих родителей.
Татьяна ГРОЗОВА,
школа # 1
п.Товарково,
Калужская область
в первую очередь занялся бы принципами формирования бюджета. Это наше больное место. Богатейшая страна в результате несовершенного налогового законодательства, ориентации на западного производителя, консультаций с импортными советниками (на них уходит так много денег, что возникают нехорошие подозрения) уже ряд лет не может выбраться из кризиса. Капитал вернется в нашу страну только тогда, когда мы начнем уважать своих граждан и дадим им возможность честно зарабатывать бюджетные деньги.
Юрий ЯКУШЕВ
Романовская школа,
Пермская область
Я бы позаботился прежде всего о российском рубле. Он упал до такой степени, что дальше некуда. Но ведь так было не всегда. В двадцатые годы была проведена денежная реформа, благодаря которой в стране ввели твердую денежную единицу – “золотой червонец”, который высоко ценился на мировом валютном рынке. По своему номиналу советский червонец был выше английского фунта стерлингов и равнялся 5 долларам 14,5 центам США. А сейчас? Рубль стал настолько нестабильной денежной единицей, что просто некуда с ней деться.
Александр ЕРАСТОВ, школа # 277
Гаджиево,
Мурманская область
Абсурдно выглядит ситуация, когда при прожиточном минимуме в месяц более девятисот рублей – минимальная заработная плата установлена в 84 рубля, а ставка учителя равна 480 рублям в месяц. По логике правительства получается, что каждые три дня должен умирать один безработный, а через 15 дней не выдержит ни один учитель. Подумайте, депутаты, как живут люди в таких условиях! Так почему же депутат должен получать намного больше, чем все?.. Я хотела бы создать свой блок “За справедливость”.
Вера ПОПОВА, школа # 1
Акбулак,
Оренбургская область
Депутаты нашего времени живут очень хорошо: хорошо одеваются, хорошо зарабатывают, хорошо кушают. Где же им тогда понять, как мама-врач считает последние рубли, чтобы купить ребенку яблоко на завтрак или хлеб на обед? Для того чтобы народные избранники осознавали, как мы живем, их доход должен увязываться с социальными гарантиями в обществе: с минимальной заработной платой, пенсией, пособием. Вот, наверное, тогда они вспомнят не только о себе, а и о своих избирателях.
Ирина КАЗАРЕЦ, школа # 2
Партизанск,
Приморский край
Дума не должна заниматься личными интересами: назначать себе пенсии, зарплаты, устанавливать себе какие-то льготы, получать квартиры в Москве – на это уходит очень много средств. Зарплата депутата должна соответствовать уровню жизни народа. Низкий уровень – низкая зарплата!
Лена ЛЕНСКАЯ, филиал ККТ
Киров
Я хотел бы быть депутатом не по партийному списку, а представителем региона. Естественно, работа депутата должна оплачиваться, но она не должна быть самоцелью депутатской должности. Иначе все превращается в гонку за зарплатой и льготами. Сейчас кое-где на одно место депутата 10-12 претендентов. И это часто руководители крупных заводов, объединений. Им что, мало работы на заводе? Много свободного времени? Думаю, что цель одна – получить льготы для своего предприятия, а для себя – неприкосновенность: делаю, что хочу. Такого не должно быть.
Денис ИВАНОВ,
медицинский лицей
Тюмень
Я предлагаю открыть в Сбербанке специальные счета, на которых бы росли проценты от вложенных государством сумм, предназначенных для детей из малоимущих семей. Ребенок не виноват в том, что родился без “серебряной ложки во рту”. Как пользоваться этими счетами, решать надо дифференцированно, в зависимости от обстоятельств. Главное слово должно здесь принадлежать службе социальной защиты населения.
Людмила АРХИПОВА, средняя школа
село Романово,
Пермская область
Какими качествами должен обладать народный избранник? На мой взгляд, порядочность и профессионализм – основные качества политического деятеля. Порядочность – это неподкупность, честность, исполнение государственных обязанностей независимо от личных амбиций и интересов. Профессионализм, умение работать с людьми и понимать их. К сожалению, сегодня часто встречаются люди, для которых личные интересы затмевают государственные. Если это политик, то он должен быть наказан.
Евгений АГАПОВ, гимназия # 4
Норильск
Депутат не должен быть жадным, жадному депутату сколько ни плати, будет брать взятки. И законы он будет такие принимать, чтобы они прикрывали его взяточничество. И еще главное: депутат должен быть жестким и напористым, потому что без этих качеств нельзя сегодня практически добиться ничего. Время такое!
Сергей ГЛАГОЛЕВ, школа # 1
Сасово,
Рязанская область
Вновь страна переживает бум выборов. И даже в моей маленькой станице я вижу суетливых людей, которые правдой и неправдой пытаются агитировать за депутатов, которых мы не хотим.
Ольга ИБРАГИМОВА, школа # 35
станица Новотитаровская,
Краснодарский край
Реформы должны быть плавными, нацеленными на возможность получения заметных результатов. Люди должны видеть “свет в конце тоннеля”, ощущать перемены к лучшему. Люди должны быть уверены, что власть действует исходя из их интересов, должны доверять политическому руководству страны. И еще: реформы должны быть безопасными для каждого человека. Я верю в Россию, люблю свою Родину и надеюсь, что она преодолеет все невзгоды и станет цветущей державой. Когда плохо России, тогда плохо и мне.
Евгений ПЛЕТНЕВ, гимназия
Сызрань,
Самарская область
Если посчитать, сколько в стране было действительно серьезных кризисов со времен первой мировой войны, то результаты вряд ли вызовут у нас энтузиазм. Сейчас нелегко найти человека, довольного своим положением. Иногда просто обида берет за горло: Россия такая большая и богатая, никак не может пристать к берегу спокойной, уравновешенной жизни.
Алина СТОЛБОВСКАЯ, школа # 24
Удачный,
Саха (Якутия)
Если когда-то я стану депутатом, то буду находиться в демократическом лагере. Только вот революционером я никогда не буду. Ненавижу всей душой революцию, потому что это людские слезы, это деление на “своих” и “врагов”. Это преследование и страшные беды. Хватит!
Николай ТКАЧЕНКО, гимназия
Сызрань,
Самарская область
Пишу это сочинение и думаю, что накануне XXI века все имеет свой особый смысл. Хотелось бы, чтобы в высший законодательный орган страны попали такие личности, образ которых нарисован в сочинениях моих сверстников.
Допускаю, что наши предложения не будут реализованы. Но хочу быть уверенной в том, что наши предложения прочтут.
Жанна УРУКОВА, школа # 51
Чебоксары,
Чувашская республика,
“Эпицентр” подготовили
Лариса Уралова, Игорь АФАНАСЬЕВ,
Михаил Кузминский (фото)
Комментарии