Введение новой системы оплаты труда в школах Забайкальского края, как и ожидалось, вызвало множество проблем. С сентября вместо 40 первоначально заявленных школ в эксперимент вступила 31. Четыре месяца коллективы этих образовательных учреждений получают зарплату по новой системе. Какие проблемы у них возникают и как они решаются – об этом шел разговор за «круглым столом», состоявшимся в краевом комитете Профсоюза работников народного образования и науки РФ. В дискуссии приняли участие председатели первичных профсоюзных организаций школ, участвующих в эксперименте, специалисты краевого института повышения квалификации работников образования (ЗабКИПКРО), министерства образования региона и крайкома профсоюза.
Специалистам, разработавшим методику НСОТ, пришлось выслушать много нелестного. Во-первых, существенного увеличения зарплаты, на которое все надеялись, не произошло. Во-вторых, многие нерегулируемые методикой вопросы школам пришлось решать самостоятельно, разрабатывая локальную нормативно-правовую базу, что оказалось делом непростым. Как заметила одна из председателей профкомов, сплошная головная боль.
При внедрении НСОТ коллективы столкнулись с большим количеством проблем. К примеру, введение коэффициента уровня образования, значительно влияющего на размер должностного оклада учителя, привело к нехватке финансовых средств. Как рассказала председатель профкома из Оловяннинского района, в ее школе только трое из десяти учителей начальных классов имеют высшее образование. Почувствовав, что отсутствие вузовского диплома заметно сказывается на заработной плате, педагоги изъявили желание продолжить обучение. Но при выходе учителей-заочников на сессию оплату замещения производить оказалось не из чего.
– А мне-то как быть? – спрашивал учитель, взявший дополнительную нагрузку. – У меня ведь даже времени нет на проверку тетрадей, и часов получается 40, а не 36, как полагается.
На это разработчики методики конкретного ответа не дали, спросили только, почему эти часы не разделили между учителями-предметниками, забыв тот факт, что дело касалось начальных классов, где все предметы ведет один педагог.
– Если человек работает больше, пусть даже на час, – продолжил тему учитель истории и председатель профкома школы №1 города Читы Юрий Чернецов, – то и получать должен соответственно. Школе нужен еще один историк, но я не хочу брать дополнительные часы, поскольку вопрос с оплатой до сих пор не решен.
На это разработчики заметили, что указанная проблема регулируется школьными локальными актами (Положением об оплате труда, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором). Возможно, так и должно быть, только не все школы (прежде всего руководители) оказались готовы самостоятельно распоряжаться средствами, которые им выделяются. Этому нельзя научиться за один день. Многолетний опыт расчета зарплаты по единой тарифной сетке, инструкциям, спущенным сверху, дает о себе знать. Получив возможность самостоятельно распределять деньги, коллективы школ, конечно же, впали в некий ступор, поскольку сделать это справедливо не всегда удается, как ни старайся, наверняка будут недовольные.
– Чтобы такого не произошло, – поделился опытом Александр Литвинцев, председатель профсоюзной организации Приаргунской школы, – мы по итогам прошлого года все деньги, какие были, разделили на всех. Получилось немного, зато никто в обиде не остался. Мы подготовили нормативную базу, внесли изменения в коллективный и трудовые договоры, даже провели своими силами аттестацию рабочих мест. Ведь учителям химии и физики нужно доплачивать за вредность. Одна проблема осталась – мастерские, тут уже аттестацию самостоятельно не проведешь. Теперь другой вопрос: администрация школы получает доплату из своей «корзиночки», то есть из средств, предназначенных для стимулирования руководителей, и из общей. Кто должен контролировать, как она считает себе баллы?
Этот вопрос оказался животрепещущим. Разгорелась жаркая дискуссия. Но суть сводилась к одному: никто не знает, из чего складывается заработная плата директора и какова продолжительность его рабочей недели. К примеру, в школе на станции Домна в декабре учителя получили меньше, чем обычно, а административный аппарат наоборот. Или вот другой случай: в одной из школ директор заявила, что поскольку ее рабочая неделя составляет 40 часов, то в субботу она имеет полное право отдыхать. Весь коллектив так и остался в недоумении, каким образом получается, что учителя работают, а директор – нет.
По словам Нэллы Поликарповой, заместителя председателя краевой организации профсоюза, все вопросы, связанные с оплатой труда, распределением стимулирующей части и рабочим временем администрации, также регулируются локальными актами школы и нормативными документами на уровне муниципалитета. Если у коллектива возникают вопросы, можно обратиться за разъяснениями к председателям территориальных организаций профсоюза, которые, как правило, являются членами рабочих групп (стратегических команд), осуществляющих руководство экспериментом.
Другая проблема связана с оплатой и нормированием внеурочной деятельности учителя. Каким образом распределить 1500 часов, которые каждый учитель должен отработать за год, чтобы ни одно направление работы не было упущено?
– В нашей школе вести мониторинг часов доверено мне, – говорит Александр Литвицев, – в итоге получилось, что я уже отработал 987 часов, а впереди еще третья и четвертая четверти. Откуда теперь мне взять часы? Мне что, не ходить на педагогические советы или тетради не проверять?
На это Елена Гробова, специалист ЗабКИПКРО ответила, что в методике заложен примерный план и что каждый учитель должен так регулировать свое рабочее время, чтобы укладываться в эти рамки.
На бумаге НСОТ выглядела очень привлекательно, каждый уже прикидывал, какую прибавку в результате получит, но действительность оказалась вовсе не такой радужной.
– Фонд оплаты труда у нас не увеличился, а учителя перегружены, у каждого получается в среднем по 24 часа, – говорит Ольга Похилько из поселка Дарасун. – Мы одно время получали комбинированную зарплату: и по НСОТ, и по ЕТС. А теперь полностью перешли на новую систему, и тут же стали зарабатывать меньше. Например, я потеряла в среднем три-четыре тысячи в месяц. Учеников-то нет! Наполняемость классов снижается, уменьшается и зарплата, но мы ведь не виноваты в том, что детей в школах мало.
Разработчики методики на все вопросы аудитории отвечали примерно одинаково: мол, это проблемы школы, и они должны регулироваться локальной нормативной базой – от штатного расписания до коллективного договора. А информация с мест свидетельствовала, что не все руководители образовательных учреждений оказались готовы к широким полномочиям, которые им предоставлены.
Но вопрос еще и в другом. Какое место для себя в эксперименте определил профком школы? Какие действия были предприняты, чтобы предотвратить нарушение прав работников? К сожалению, только отдельные профсоюзные лидеры смогли противостоять неправомерным действиям работодателей.
По словам Татьяны Хлызовой из города Могочи, ее коллективу удалось преодолеть первые проблемы только благодаря совместной работе профкома с администрацией школы. Руководство старалось все вопросы решать коллегиально с участием представителей профсоюзной организации, многократно обсуждать это на собраниях педагогов, внимательно выслушивая каждого. Проанализировав, почему за один и тот же объем работы оплата получается разная, администрация совместно с профкомом разработали другую систему установления компенсационных выплат и распределения стимулирующей части ФОТ. Что в итоге получится, покажет время.
…«Круглый стол» получился с острыми углами, множество вопросов так и остались без ответа. Как заметил Юрий Чернецов, если вместо прежних семи миллионов рублей школа получила 12 миллионов, это в любом случае хорошо, но эта школа расположена в краевом центре, где наполняемость классов превышает предельную. А что делать маленьким школам? И откуда возьмутся деньги на переход всех образовательных учреждений на НСОТ с первого июля, если их в бюджет края даже не заложили?..
Чита
Комментарии