Постижение ценностей традиций культуры народа через изучение русского языка всегда актуально. Важно при этом содержание образования разрабатывать на основе целостности исторического развития «человек – язык – культура». Урока русского языка для этого мало. В своем кружке «Русская традиционная культура» я знакомлю 6-7-классников с фольклором, сказками, эпосом… То есть с духовными ценностями, которыми богата Россия. Тексты этнокультурной направленности органически вписываются в программу кружка, вызывая при этом еще и интерес к родному слову. Я уверена, ребенок еще в школе должен усвоить традиции культуры своего народа.
Проблема языка сегодня – это проблема общей культуры человека и общества в целом. Моя задача как учителя-словесника не только показать красоту русского слова, но и сохранить традиции русской речи. В этом помогает исследовательская деятельность учащихся. Большой интерес у учащихся вызвал проект по исследованию культуры речи земляков. С результатами работы семиклассники выступили на лингвистической конференции школы, итогом которой стало решение о создании общества знатоков русского языка. Начали проведение просветительской работы среди взрослого населения поселка, выпустили информационный листок по культуре речи для междуреченцев, для младших провели праздник «Ваше величество русский язык». Роль фразеологизмов в русской речи трудно переоценить. Их главное значение – в нравственном заряде, который они несут в себе. Однако ряд библейских выражений, ставших фразеологизмами, понять трудно, если не знать их происхождения. Ученики 7-го класса провели исследование «Библейские выражения в русской фразеологии», которое потребовало прежде всего чтения Библии. Школьники удивлялись не только смысловой глубине древних текстов, но и выразительности русского слова. Они убедились, что созданные много веков назад фразеологизмы точно и ясно характеризуют явления современной жизни.Интерес учащихся к слову воспитывает и театральная самодеятельность: мини-спектакли по мотивам русских сказок, сценические постановки на тему русских народных праздников, сценические игровые программы, изучение и освоение традиционных русских народных игр. При этом основной задачей является не создание постановок, а воспитание и развитие ребят в процессе их подготовки, приобщение к традиционной культуре своего народа как основе духовности и нравственности человека. Любовь МЕЛЬНИК, учитель русского языка и литературы Междуреченской средней школы Кольского района, Мурманская область
Комментарии