Вообще-то все они здорово напоминали студентов – очень юных, восторженных и любопытных. Эмоционально обсуждали достижения коллег, с которыми за две недели совместной учебы успели перезнакомиться, передружиться и обменяться адресами – электронными, у кого есть, или хоть просто номерами телефонов (дружеский совет в дальнейшей работе не помешает). Большая аудитория с экраном вместо классной доски, компьютерами и тремя рядами столов с трудом вмещала “студентов” – учителей и директоров воронежских школ, выпускников первого потока Воронежского центра Интернет-образования.
Официальное открытие центра, который имеет статус регионального и является четвертым по счету после столичного, Петербургского и Томского, уже созданных Федерацией Интернет-образования, состоялось в ноябре прошлого года. Особую торжественность момента подчеркивало присутствие губернаторов областей Черноземья и лично председателя Совета Федерации Егора Строева, приехавших в Воронеж для участия в заседании ассоциации “Черноземье” и заглянувших в областной институт повышения квалификации учителей “на огонек” Интернета. Строев подобрал очень образное сравнение: “Мы сегодня не просто открываем региональный центр Интернет-образования, мы открываем окно в мировое образовательное пространство!” Присутствующим в зале воронежцам, разумеется, было лестно, что окно сие отворяется из их дома, а не из Орловщины или Белгородчины. Правда, губернаторы именно этих областей – Строев и Савченко – тут же взяли на себя обязательство полностью укомплектовать современными компьютерами не менее сорока школ каждый и сделать это уже в 2001 году.
Согласитесь, такой губернаторский почин достоин подражания и всяческого одобрения. Лишний раз убедилась в этом, когда беседовала с учителями – выпускниками Воронежского центра Интернет-образования. Сорок человек, четыре группы, вкалывали в течение двух недель с девяти утра до половины седьмого вечера, с увлечением осваивая премудрости общения с компьютером и вникая в тонкости мировой информационной паутины. Причем основные занятия официально заканчивались в шестнадцать тридцать, далее предполагались консультации для желающих, а оставались все и каждый день.
– Я теперь жалею, – говорит Ольга Петрова, математик, зам.директора по воспитательной работе 3-го лицея, – что первый день пришлось потратить на элементарное изучение работы компьютера – включать-выключать, пользоваться “мышкой” и так далее. Если бы я все это умела, то сразу бы вошла в Интернет, не потеряв впустую ни минуты. Если бы вы знали, сколько я оттуда добыла интересной, нужной информации! Сценарии, программы, методические разработки! Дискет пять записала и все равно жалею, что это не все, что наметила. И еще знаете, что радует? Что теперь смогу общаться с ребятами на одном языке. У нас в физико-математическом классе примерно пятая часть учеников имеют дома компьютеры с выходом в Интернет, и учителю уже стыдно не владеть этими технологиями.
Моя собеседница входила в группу начинающих, то есть тех, кто до занятий в центре вообще не знал компьютера или имел дело со старыми моделями. Таких групп, как рассказали учителя, на потоке было две, а две другие набирались в основном из учителей информатики и математики. Но и они далеко не все могли похвалиться тем, что умеют “накоротке” общаться с современными мультимедийными машинами (даже в городских школах в классах информатики порой только один нормальный компьютер, остальные – доисторические). Ольга Гриднева, психолог специального коррекционного образовательного учреждения, пришла на курсы потому, что в их школе появились современные компьютеры (спасибо спонсорам) и даже в скором времени отдельная машина будет стоять в кабинете психолога. А у Татьяны Андреевой, учителя физики педагогического лицея, ситуация прямо противоположная:
– Первое, что я сделаю, когда вернусь после курсов на занятия, пойду “выбивать” компьютеры! С директором буду разговаривать, в роно пойду, спонсоров буду искать. Хотя бы один ряд в классе должен быть компьютеризирован! Шесть машин плюс одна – учителю. Я до занятий здесь вообще ни разу за компьютер не садилась. Сейчас прошло две недели, и уже готова лекция “Физика как часть общечеловеческой культуры” – мой собственный проект. Мы ведь даже не догадываемся, сколько теряем в подготовке и проведении занятий, когда не используем Интернет-технологии!..
Я недаром сравнила их вначале с юными студентами. Ощущение было такое, что люди просто открыли для себя новый мир. Причем такой, куда если раз попадешь, назад возвращаться не хочется. В том смысле, что компьютер – машина очень хитрая, необыкновенно притягательная. Если освоился с ней, да еще и поработал недельки две на хорошей современной технике, уже кажется невозможным обходиться без нее. Поэтому “я пойду и во что бы то ни стало добьюсь” звучало в аудиториях Интернет-центра неоднократно. Но если в городе, в областном центре не во всех школах компьютеры, что же делается в районах? А в маленьких поселках? Об этом я расспрашивала сельских учителей, когда побывала на их выпускном экзамене.
Кстати, свидетельства об окончании курсов и повышении квалификации им вручал лично Сергей Монахов – председатель директората Федерации Интернет-образования, приезжавший в Воронеж для встречи с новым руководством области и утверждения нового директора Интернет-центра (прежний теперь назначен заместителем губернатора). А основной вопрос, обсуждавшийся на встрече в обладминистрации, касался информатизации именно сельских школ.
– Речь шла о президентской программе компьютеризации школ на селе и о конкретном участии в ней Воронежской области, – рассказал нам Сергей Монахов. – Как известно, под эту программу президент выделяет из федерального бюджета один миллиард рублей. И столько же должны дать регионы. Сейчас в целом по субъектам Федерации идет согласовательный процесс между Минобразованием и регионами, обсуждаются объемы и сроки финансирования. Этот же процесс идет и в Воронежской области. В Черноземье скоро откроется еще один Интернет-центр, в Белгороде. Мы сейчас там активно работаем и встречаем полное понимание и поддержку местных властей.
…Пока мы беседовали, защита дипломных работ сельских учителей шла полным ходом. Выступление Виктора Портных, директора школы, что в селе Сторожевом Острогожского района, заинтересовало многих. Одиннадцатилетка, 120 учеников, а основные предметы – информатика и физкультура. Нет, конечно, и другие вниманием не обходят, но самые популярные – по пять часов в неделю даже в 10-11-х классах – именно физкультура с информатикой.
– Учебная нагрузка очень большая, – говорит директор, – поэтому особое внимание физической подготовке и здоровью ребенка. У нас своя программа, два учителя физкультуры, есть уроки спортивных игр, секционные занятия.
С 96-го года в этой школе пять машин IBM – две “тройки” и три “четверки”. С Интернетом не получается, потому что и машины слабоваты, и связь телефонная оставляет желать лучшего. Но и то, что есть, – немало, как считает директор. Во всяком случае, ребята имеют возможность узнать машину. На мой вопрос, как насчет покупки нового оборудования, Виктор Петрович только с сожалением улыбнулся. То, что есть, когда-то подарили шефы – Нововоронежская атомная станция. Но по нынешним меркам уже подобных подарков ждать не приходится, время изменилось и цены тоже. Теперь у сельских школ одна надежда – на президентскую программу и областные власти. Иначе окно в мировое образовательное пространство так и останется маленькой щелочкой, из которой тянет сквозняком… только и всего.
Татьяна МАСЛИКОВА
Воронеж
Комментарии