Конституция РФ гласит: никому не позволено принимать законы, которые ухудшают положение граждан. Понятно, что по тому же правилу (“Не ухудшай!”) должны составляться различные документы, приказы и, уж конечно, те проекты, которые, в частности, касаются самой животрепещущей темы – уровня зарплаты в образовании. В одном из последних номеров “Учительская газета” опубликовала мнения своих читателей и экспертов: с введением отраслевой системы оплаты труда торопиться не следует. Читатели “Учительской газеты” высказали и несколько предложений. Во-первых, перенести срок введения отраслевой системы на 2004 год,
во-вторых, предусмотреть в бюджете 2004 года средства, достаточные для установления зарплат, достойных педагогов, наконец, в-третьих, создать межведомственную комиссию с участием представителей Госдумы, Совета Федерации, профсоюза, Правительства РФ, общественных организаций, с тем чтобы выработать приемлемый вариант самой отраслевой системы, путей перехода к ней и сроков этого перехода.
Сразу после выхода “Учительской газеты” Комитет по науке и образованию Госдумы РФ провел заседание, посвященное этой теме. Какие же мнения были высказаны на этом заседании?
Александр Шишлов, председатель Комитета по науке и образованию ГД РФ:
– Образование – сфера федеральной ответственности. На наш взгляд, вопросы, касающиеся реформирования оплаты труда работников образования, должны быть в центре внимания государства, а проблемы регулирования оплаты труда в сфере образования должны решаться иначе, чем в других бюджетных сферах. Именно образование имеет иные конституционные гарантии, именно в сфере образования существует такое понятие, как “государственный стандарт общего образования”. Тот подход, что предлагает Минтруд, на наш взгляд, носит двойственный характер. С одной стороны, мы считаем верным отказ от ЕТС и переход к отраслевой системе оплаты труда. Но, с другой стороны, способ, с помощью которого предлагается сделать этот переход, вызывает у нас серьезную озабоченность. Главная проблема – в Концепции Минтруда отсутствуют государственные гарантии единой федеральной системы труда, федеральные гарантии того, что зарплата просто-напросто не уменьшится. Единственная гарантия, которая присутствует там, – минимальный размер оплаты труда. А МРОТ сегодня уже не имеет никакого отношения к реальной жизни, к потребительской корзине, к прожиточному минимуму. Понятно, что только на основе МРОТ федеральную политику оплаты труда, тем более в сфере образования, выстроить невозможно. Мы считаем, что если подход, указанный в Концепции, будет реализован, то произойдет разрушение единого образовательного пространства в России, еще больше усугубится положение педагогов, не будет возможности поощрять квалифицированный труд, привлекать в сферу образования молодые кадры.
Александр Кругликов, депутат ГД РФ:
– Модель, которую предлагает Минтруд РФ, не апробирована, не просчитана таким образом, чтобы принести благо системе образования. Мне кажется, что в результате может развалиться система образования. То, что предлагается для высшей школы, например, приведет к тому, что кадровая ситуация там ухудшится. “Учительская газета” обнародовала расчеты по зарплатам в высшей школе, и можно быть уверенным, что к 2012 году при таких размерах оплаты мы останемся ни с чем. По предлагаемой Концепции ассистент в вузе будет иметь зарплату в 1100-1400 рублей, кто же пойдет работать в высшую школу за такие деньги?
Олег Смолин, депутат ГД РФ:
– То, что нам предлагают, удар по интеллигенции. Рост в 1,33 раза не покрывает инфляции, после этого повышения учителя станут беднее, чем были, в среднем на 7 процентов. В дотационных и депрессивных регионах зарплата учителей точно снизится. Ладно бы вопрос упирался в отсутствие средств, но он упирается в политические приоритеты, в политическую волю. Деньги есть, и их много. Например, каждый год снижается размер пошлин, и величина снижения сравнима с бюджетом образования. Зачем это делается?
Валентина Иванова, заместитель председателя Комитета по науке и образованию ГД РФ:
– Если мы затронем проблему оплаты труда, то нам тут же нужно решать проблему межбюджетных отношений. Здесь же вопросов значительно больше, чем ответов на них. Комитет весь год работал с правительством над ликвидацией долгов по зарплате, сегодня снова задолженность возросла до миллиарда рублей. Это результат именно непроработанности межбюджетных отношений. К 2005 году очень многое будет перенесено на уровень субъектов Федерации и муниципалитетов, произойдет серьезное разграничение полномочий в финансовой сфере. Возникает вопрос: зачем же нам в этих условиях спешить с введением новой системы оплаты труда в бюджетной сфере?
Дмитрий Абраменков, депутат ГД РФ:
– Сегодня у нас есть три уровня оплаты труда, а вот если Концепция будет принята, то сколько еще уровней оплаты труда предложат в результате субъекты Федерации и муниципалитеты? Получается, что система образования у нас одна, а с помощью финансирования она в будущем разделится даже не на три, а на 89 частей. О какой единой образовательной системе в России мы сможем тогда говорить? Я думаю, свое слово должны сказать учителя, все работники образования. Иначе лучшую в мире систему образования мы превратим в худшую.
Елена Абанкина, заместитель директора Института развития образования ВШЭ (ГУ):
– Неправда, что система госгарантий должна выполняться только федеральным бюджетом, как это утверждают представители Минтруда. Вся система консолидированных бюджетов на самом деле гарантирует выполнение госгарантий. Видимо, придется серьезно разобраться с тем, на каком уровне мы гарантируем оплату труда. В Конституции сказано, что мы гарантируем бесплатное и общедоступное образование через систему государственных и муниципальных образовательных учреждений. Ни по одной другой системе государство не обязано финансировать сеть учреждений, в образовании обязано это делать, и это нужно выполнять.
Комитет решил
Считать неприемлемым для внедрения в систему образования проекта Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, разработанного Министерством труда и социального развития Российской Федерации, как ухудшающего действующую систему оплаты труда, не решающего проблемы гарантий увеличения заработной платы работников образования и не ведущего к реальному повышению их жизненного уровня.
Предложить Правительству Российской Федерации:
– создать межведомственную комиссию по доработке проекта Концепции и включить в ее состав депутатов Государственной Думы;
– предусмотреть повышение заработной платы работникам образования не менее чем в 2 раза.
Предложить Министерству образования Российской Федерации при подготовке к парламентским слушаниям 14 января 2003 года “О концепции отраслевой системы оплаты труда работников образования” подготовить для обсуждения различные варианты формирования отраслевой системы оплаты труда, направленные на реальное повышение заработной платы работников образовательных учреждений.
P.S.
Уважаемые читатели “Учительской газеты”! Примите участие в подготовке парламентских слушаний, которые состоятся 14 января 2003 года. Присылайте в “Учительскую газету” ваши предложения, замечания, мнения как можно скорей. Мы сделаем все, чтобы каждое из них было учтено парламентариями при принятии решений, а также при разработке новых законопроектов.
Судьба вашей зарплаты – в ваших руках! Сделайте все, чтобы она была достойной!
Комментарии