search
main
0

– Ваша лаборатория в МИРОСе работает над циклом школьных учебников по биологии. Как возникла идея этого цикла?

М.Б.: Осуществился переход от обязательной десятилетки к тому, что базовое образование будет девятилетним, а в 10-11-х классах ученики углубят полученные ранее знания. Но учебники по биологии построены таким образом, что к девятому классу школьники успевают пройти только ботанику и физиологию. Получается, что ни о генетике, ни о молекулярной биологии, ни об эволюционной теории в школе они представления не получат. Поэтому мы попытались разработать такую программу, чтобы к концу девятилетки ученик получил все основные представления о биологии, необходимые для любого современного человека.

Кроме того, старые школьные учебники написаны так, что один коллектив авторов пишет курс ботаники, другой – зоологии, третий – физиологии, и каждый из них совершенно не принимает во внимание предыдущий курс. Поэтому все внутрибиологические связи оказались совершенно разорваны. И у нас возникла идея написать такой базовый курс биологии, который бы давал ученику целостное представление о предмете.

А.Ж.: Необходимо добавить, что, если раньше была жесткая структура преподавания предметов, сейчас школа имеет право комплектовать набор дисциплин достаточно свободно. Понятно, что у каждой школы возникает желание от чего-нибудь избавиться. И очень часто именно биология оказывается кандидатом на сокращение. Вот еще одна из причин для написания новых учебников.

М.Б.: Но есть еще одно обстоятельство… Ранее нами была написана программа по биологии, которую мы начали распространять, немного популяризировать. Неожиданно через некоторое время мы узнали, что по той программе отдельные школьные учителя начинают преподавать. Оказалось, что есть подвижники, которые работают по этой программе, не имея на руках никаких материалов. Тут нам стало стыдно… Это послужило еще одним поводом для работы над новым циклом учебников.

Необходимо подчеркнуть, что речь идет именно о цикле учебников, написанных единым коллективом! Сейчас уже вышел первый учебник “Биология-6”. Выходят учебники “Грибы и растения”, “Зоология”.

– Расскажите об особенностях создаваемых учебников. Чем отличаются они от старых?

М.Б.: О главной особенности мы уже говорили – нашей целью было написать цикл взаимосвязанных учебников. Но более того… “На полях” наших учебников есть отступления по физике, астрономии, языкознанию и другим наукам. Такой синтетический, системный подход, устанавливающий взаимосвязи внутри и между предметами, – главная особенность нашего цикла учебников.

Еще отличия?.. Мы не только описываем какие-либо биологические явления, законы, но и показываем историю их возникновения, развития. Как шел ход мысли исследователя. Какие при этом совершались ошибки. Как, наконец, пришли к этому заключению… Так что ученик начиная уже с шестого класса знаком с такими словами, как “эксперимент”, “гипотеза”, “контрольный эксперимент”. У него появляется понятие о том, что такое экспериментальная наука.

А.Ж.: Наши учебники довольно сильно отличаются от старых и самой логикой компоновки материалов. Так, традиционные учебники по зоологии и ботанике – это преимущественно анатомия. Дети всегда учили массу терминов, которые им были просто не нужны. И в то же время плохо представляли, как живут растения и животные, как они функционируют. Поэтому когда мы приступили к написанию ботаники, то решили нарушить такой порядок. И впервые написали школьную ботанику, как физиологию.

– Итак, родился новый учебник для шестого класса. Несколько слов о его содержании…

М.Б.: Свой цикл учебников мы начинаем нестандартно: не с “Ботаники”, как обычно, а с “Введения в биологию”. “Введение в биологию” состоит из трех частей. Во-первых, это клеточная теория, потому что представление о клетке лежит в основе всего дальнейшего курса биологии. Причем мы рассказываем не только само учение, но и историю его возникновения, каким путем ученые пришли к современным представлениям о клетке. Во-вторых, это принципы систематики, потому что мы считаем, что умение систематизировать различные об’екты в биологии особенно важно.

А.Ж.: …В-третьих, это экология, введение основных экологических понятий. В нынешнем курсе, несмотря на то, что все говорят о важности экологии, ее проходят только в десятом классе, когда ученики уже думают об экзаменах, выпускных и вступительных. Мы считаем, и опыт показывает, что изучение экологии вполне по силам ученикам шестого класса.

– Вами впервые выпущен задачник “Биология в вопросах и ответах”. Насколько, на ваш взгляд, необходим такой вид учебного пособия по биологии?

М.Б.: На наш взгляд, по биологии, как по всякой уважающей себя дисциплине, должны быть задачники. Задачи могут быть внутри учебника или вынесены в отдельную книгу, но они должны быть. Сейчас школьники не решают задач по биологии. Они относятся к ней как к гуманитарной дисциплине, где материал необходимо прочитать, выучить, зазубрить… Но биология – это дисциплина экспериментальная, естественнонаучная, со своими проблемами и задачами.

К сожалению, пока мы смогли выпустить только один задачник – “Биология в вопросах и ответах”. Там собраны задачи биологических олимпиад МГУ. Эта книга оказалась довольно популярной. Недавно она вышла вторым изданием.

А.Ж.: Мы хотели бы сделать задачники по ботанике, по зоологии, по физиологии, задачник по эволюционной теории. В 1992 г. выпустили задачник по генетике, который вводит в школьную практику некоторые сложные и важные понятия… Например, “генетика популяции”. А это связывает генетику с эволюционной теорией.

Небольшим тиражом мы выпустили задачник по физиологии нервной системы, который ввел в школьный обиход новый раздел, прежде детьми не изучавшийся. Думаю, что задачник во многом изменит преподавание этой темы.

– Если это не тайна, что за люди работают в МИРОСе?

М.Б.: В нашей лаборатории биологического образования много молодежи. И это коллектив единомышленников. Кстати, почти все, кто у нас работает, – это научные сотрудники. А в науке существует принцип, что у ученого нет своих собственных охотничьих угодий, наука – открытая система…

МИРОС вообще делает редкую вещь: платит автору за ненаписанный текст. Идет тем самым на риск. Ведь если автор не напишет обещанный учебник, то деньги института пропадают. Если же учебник будет написан, то автор получит процент еще и с продажи. Таким образом, МИРОС поддерживает авторов, предоставляя им возможность не тратить время на поиски дополнительного заработка.

– Последний вопрос: какие у вас планы на будущее?

М.Б.: У нас есть идея – года через два-три написать курсы биологии для спецклассов, причем совершенно разные – для физико-математических, химико-биологических и гуманитарных классов. Так, для гуманитарных классов, я в этом абсолютно уверен, нужно писать не биологию, а вообще историю естествознания. Они интересуются историей, общественными явлениями. Поэтому про все современные научные идеи можно рассказать в их связи с политикой, экономикой…

В математическом классе не имеет смысла в подробностях рассказывать о тычинках и пестиках, анатомическом строении животных. А лучше показать биофизические аспекты, математические модели, задачи, которые можно решать с использованием знаний математики и физики.

Как видите, “планов – громадье”…

Ольга МАКАРОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте