search
main
0

Ваш ученик – кот Леопольд или Знайка? Индивидуальный подход возможен, если понять, кто перед вами

Каждый родитель мечтает, чтобы в школе преподаватели учитывали индивидуальные особенности и потребности его ребенка. Педагоги также отлично понимают необходимость индивидуального подхода к обучению. Однако к учителю на уроки ежедневно приходят в среднем 100-120 человек. В каждом классе по 20-25 учеников, а то и больше, и это абсолютно разные дети, у каждого свой стиль общения. Возникает вполне логичный вопрос – можно ли обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку? Индивидуализировать обучение очень трудно, но можно и нужно. Этого ждут от нас и школьники, и родители, это, наконец, требование федерального государственного образовательного стандарта.

Есть различные инструменты, позволяющие добиться желаемой цели. Так, на помощь учителю может прийти Модель индивидуальных различий DISC. Одним из психологов, которые внесли вклад в ее разработку в начале XX века, был Уильям Марстон. В дальнейшем теория развивалась и совершенствовалась.Данный подход предполагает, что все люди по стилю общения могут быть условно разделены на четыре типа.- человек-правило;- человек-доминант;- человек-сюрприз;- человек-отношение.Обратимся к схеме 1 «Типы людей (стили общения)». В левой части схемы – люди, для которых характерна ориентация на цель (результат). У них хорошо развито логическое мышление, отлично работает левое полушарие мозга. Справа указаны совершенно противоположные типы.В верхней части расположены экстраверты. Быстрые и активные, они не боятся всего нового, но, скорее всего, опасаются рутины и обыденности. Внизу – противоположные им типы.Учителю необходимо научиться различать типы людей, считывать поведение и думать, как применить этот навык для того, чтобы эффективно взаимодействовать с детьми.Рассмотреть типы людей и их поведенческие реакции можно на примере героев популярных мультипликационных фильмов.Человек-доминант: Маша из мультсериала «Маша и медведь». Она уверенная в себе, эгоистичная, решительная, волевая, целеустремленная. Еще один персонаж, который характеризуется как человек-доминант, – Винни Пух. Он всегда стремится к одной цели – подкрепиться.Человек-сюрприз: конь Юлий из мультфильма «Три Богатыря». Юлий общительный, остроумный, веселый, творческий и креативный.Человек-отношение: кот Леопольд из известного советского мультсериала. Он дружелюбный и отзывчивый, скромный, мудрый, доброжелательный и уступчивый. Пятачок из мультфильма «Винни Пух» тоже подходит для описания данного типа. Он спокойный и тихий, неизменно соглашается со своим другом.Человек-правило: Знайка из мультфильма «Незнайка на Луне». Персонаж можно охарактеризовать как человека организованного и аккуратного, критичного, осторожного, дисциплинированного. При этом он формалист и боится ошибок. К тому же типу относится Кролик (герой все того же мультфильма «Винни Пух») – он всегда устанавливает правила и требует от других, чтобы их выполняли.Несмотря на то что большинство героев из приведенных примеров – персонажи мультфильмов, вы наверняка неоднократно встречали на своих уроках детей, похожих на них, не так ли? В каждом классе есть дисциплинированный ребенок, который выполняет требования учителя, десятки раз все проверяет, встречаются весельчаки, которые стараются завести весь класс, отвлекая от уроков, есть неугомонные все­знайки.Когда учителю удалось понять, к каким типам относятся его ученики, следующий шаг – определиться, как с ними лучше взаимодействовать и вести себя.Советы по взаимодействиюЧеловек-отношения:- попросить о помощи;- не обещать лишнего;- предупреждать об изменениях заранее;- предоставить всю необходимую информацию.Человек-правило:- быть спокойным и рассудительным;- предлагать план, алгоритм, инструкцию;- быть точным;- научить принимать ошибки и использовать их.Человек-сюрприз:- создавать позитивную атмосферу;- уделять время разговорам и беседам;- давать возможность высказаться;- предлагать новое.Человек-доминант:- давать быстрые ответы;- избегать чрезмерного контроля;- предлагать альтернативу;- создавать ситуацию успеха.Это не весь список советов, только основные, но именно такой стратегии стоит придерживаться.Надо помнить, что у каждого типа людей есть то, что их мотивирует.Для человека-доминанта мотиватором являются успех и достижения. Поэтому таким детям надо создавать ситуацию успеха, но при этом важно не делать из них эгоистов.Человек-сюрприз живет эмоциями и конкретными моментами. В отличие от человека-доминанта ему не нужны грамоты, но важно признание.Человек-правило боится ошибок. Поэтому надо приучить таких детей к тому, что ошибки – это хорошо, на ошибках мы учимся, не надо из-за них плакать и страдать.Человек-отношение оценит душевность, не давайте ему задания в приказном тоне, лучше попросите изучать материал, чтобы помочь одноклассникам с более низким уровнем знаний.Перед учителем стоит непростая задача: понять, к какому типу относится каждый школьник, а затем выстроить с ним особую модель общения (поведения). Но с этой задачей, коллеги, мы способны справиться. Ведь мы любим нашу работу и наших учеников!Елена ИЛЬИНА, учитель Михеевской основной школыКалужская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте