Самый чуткий, трогательный читатель
“У нас особый читатель, – писала в 25-м году “Учительская газета”. – Это самый активный и, пожалуй, самый нервный читатель. Это изумительный читатель, чуткий, трогательный. Пишет восторженно, пишет обиженно. И все это, конечно, следствие не одной только издерганности, нужды, лишений и моральных страданий, пережитых за первые годы революции, но и того наплыва творческих сил, которые сейчас получили выход наружу. Газета еще молода. Когда-нибудь она будет справлять свой юбилей, и тогда, может быть, письма читателей прочтут снова”. Пророческие слова из далекого прошлого…
В первом номере “УГ” от 26-го года помещены вопросы к учителям страны. Интересны ли ребятам материалы учебников? Какие страницы непонятны? Как помогает книга в работе над новыми программами? Какие задания интересны ребятам, какие нет? Рубрики “Учителя об учебниках”, “Книга – учителю” становятся постоянными на страницах еженедельника. В начале апреля состоялся Всероссийский съезд по книге. Он подвел итоги работы по учебникам, выяснил, каким должен быть учебник, чтобы организовать работу по созданию учебной литературы.
В 27-м году ежемесячно выходит бесплатное приложение к “Учительской газете”. Оно называется “Литература, искусство”. Печатаются стихи, прозаические произведения, приводятся сведения о зарубежных писателях.
В октябре 29-го года исполнилось пять лет со дня выхода “Учительской газеты”. Подводя итоги, редакция изучает спрос читателей. Особой популярностью пользуются приложения к газете. На первом месте, конечно же, “Методический путеводитель”. Он издавался отдельно для села и для города. Любили читатели и “Спутник просвещенца-общественника”. Он был подспорьем в работе со взрослыми и детьми.
В сентябре 29-го года делегаты Первого съезда работников просвещения Московской области выступили с почином: “Построим самолет имени “Учительской газеты”. Если каждый подписчик вложит в дело 25 рублей, то самолет будет готов. Почин подхвачен всеми педагогами. За короткий срок на деньги, собранные просвещенцами, построено четыре самолета.
Осенью 1930 года над Красной площадью взмыло ввысь боевое звено под названием “За коммунистическое просвещение”. (С 9 апреля газета называется “За коммунистическое просвещение”. В передовой статье Н.К.Крупская пишет, что это требование жизни, так как перед учителями стоит задача “вооружить широкие массы рабочих и колхозников знаниями”).
Под особым контролем в те далекие годы – подготовка педагогических кадров. Регулярно печатаются заметки, зарисовки об учебе, быте студентов. Плохо, к примеру, живется ребятам из Рыбинского и Вологодского педагогических техникумов. Общежития напоминают постоялый двор, где вместо подушки – полено. Студенты разуты, раздеты, нет учебников, вынуждены бросать учебу. Из сорока человек первокурсников до выпускных экзаменов доходят лишь 10 человек.
День 25 февраля 1931 года объявлен Днем всеобуча. Для педагогов определены три боевых маршрута – охватить учебой подростков, ликвидировать отсев и развернуть поход за качество обучения. Печатаются портреты передовых просвещенцев, выпускается Красная книга опыта, выходит “Уголок передового опыта”. Газета ведет отбор всего ценного и интересного в педагогике. Учитель Павел Иванович Трофимов открыл первую школу-семилетку на Севере. А в Ленинградской области героем на фронте культурной революции назван Петр Калиныч Приютин из 2-й лужской школы. Воспитанник приюта (отсюда и фамилия) после окончания учительской семинарии с успехом занимается ликбезом, известен своими педагогическими находками. Такими интересами жили просвещенцы страны в далекие 30-е годы.
Надежда ТУМОВА
Пожелание “УГ”
Сергей Григорьев, инженер-технолог:
– Честно говоря, еще год назад не знал, что собой представляет “Учительская газета”. Профессионально она мне не подходит, в киосках Роспечати ее не купить. Но как-то весной, стоя на остановке в ожидании автобуса, вдруг увидел человек двадцать мужчин и женщин, что-то оживленно обсуждающих. Из рук в руки они передавали какую-то газету. Дело было напротив технологической академии, а там в этот день (это я потом уже выяснил) профсоюзы собрали школьных учителей для подготовки акции протеста. В общем, я подошел послушать, о чем люди спорят. Оказалось, о педстаже и о том, как государство своими приказами нас, то есть учителей, в очередной раз обманывает. Поводом для обсуждения стала статья в той самой газете, что шла по кругу. Это была “Учительская”, а статья, как сейчас помню, называлась “В поисках украденных лет”.
Теперь, когда бываю в библиотеках, всегда беру почитать “Учительскую газету”. Если бы зарабатывал побольше – выписал бы. У меня дочь – школьница, и мне совсем не безразлично, чему ее учат и чем живут учителя. Жалею, что нет возможности купить “УГ” в киосках.
Татьяна МАСЛИКОВА
Воронеж
Комментарии