Племя новое, радостное
“И угораздил же меня черт родиться с умом и талантом в России”, – в порыве отчаяния воскликнул когда-то темпераментный поэт.
В 1937 году имя Пушкина не сходит со страниц издания “За коммунистическое просвещение” (так называлась тогда “Учительская газета”). Отмечается сто лет со дня гибели поэта. “Страна чествует своего народного поэта”, “Пушкинские дни – праздник советской культуры”, “Мировое значение Пушкина”. Поэту посвящаются тематические страницы. Совнарком Союза ССР в январе 37-го утверждает постановление “О порядке проведения Пушкинского юбилея”. Председателем Всесоюзного Пушкинского комитета назначается нарком просвещения А.Бубнов.
Каждая школа, каждый класс становятся участником торжества. К Пушкинским дням приурочиваются инсценировки произведений великого поэта, объявляется конкурс стенных газет, сочинений, рисунков. Школы Витебска усиленно готовятся к Пушкинскому юбилею, сообщает газета в январе, ученики 4-й школы имени Пушкина выпускают специальный номер литературного журнала. Студенты литфака Бурят-Монгольского пединститута заняты переводами произведений Пушкина на бурятский язык. В Смоленском Дворце труда открывается выставка, посвященная памяти Пушкина. Особое место в залах занимает детское творчество. Все школы Цивильского района Чувашии готовятся к проведению вечеров памяти поэта. Они пройдут 10 февраля. В этот день по распоряжению Всесоюзного Пушкинского комитета все театры страны должны показать спектакли по произведениям Пушкина.
Регулярно в газете публикуются сочинения старшеклассников. Что ценят они в творчестве поэта? Ученик 114-й московской школы И.Кокин восклицает: “Наш век сверкает счастьем и радостью освобожденного творческого труда. И не случайно именно теперь, через столетие, слава Пушкина достигла небывалого расцвета”. Пожалуй, сегодняшние школьники не напишут так. “В наше время – время радости, расцвета искусства, творчество первого народного поэта становится близким, как никогда”. Нет, сегодняшний школьник не зайдется в восторге от чувств, как его ровесник из 37-го года: “Мы – племя новое, мы – люди счастья”.
Конечно, тон сочинений ребятам задают и сами учителя. Вот что пишет московская учительница Н.Зырянова: “Великий поэт, замученный и затравленный злобными псами самодержавия, всей своей трагической биографией всем своим творчеством, прямыми наследниками которого мы являемся, прививает нам ненависть к старому миру, помогает нам в строительстве радостной, социалистической жизни”.
В те дни газета находит праправнучку великого поэта. Ольга Евгеньевна Клименко учительствует в 16-й соломбальской школе Архангельской области. Она одна из лучших педагогов, как сообщается в статье. Ее класс считается дисциплинированным и хорошим по успеваемости. Ольга Евгеньевна вместе с ребятами тоже готовится к юбилейным Пушкинским дням. Всегда веселая, жизнерадостная, она не знает, что такое усталость и уныние. Во время перемен ее звонкий смех и острые шутки всегда доносятся из учительской. Ольга твердо решила посвятить себя педагогической деятельности, мечтает получить высшее педагогическое образование. Это выдержки из статьи “Праправнучка великого поэта” от 10 февраля 37-го года.
“Потомки гениального поэта, – резюмирует ее автор, – живут в счастливое время. – Вместе со всеми народами Страны Советов они – активные участники социалистического строительства”.
Специально для “ЗКП” – (так подчеркивается в сноске) известный чешский писатель Карел Чапек пишет юбилейное послание. Оно публикуется на первой странице номера от 14 февраля 37-го года под названием “Пушкин – великий пример”. Спустя шесть с лишним десятилетий читать эти строки интересно. “Если в самом деле подлинное искусство, – замечает Чапек, – заключается в ощущении людских переживаний, страданий, в солидарности, то, несомненно, Пушкин принадлежит к великим гениям”. С этим нельзя не согласиться, как и с тем, что никогда авторы сами не пишут своих классических произведений, а пишут их будущие поколения. Пожалуй, лучше и не скажешь.
Надежда ТУМОВА
Комментарии