– Где закреплен в настоящее время порядок организации в школе факультативных занятий?
Факультатив по порядку?- Письмом от 12.05.2011 г. №03-296 Департамент общего образования Минобрнауки РФ направил для использования в работе материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, в котором отмечено, что связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору.Требования к проведению факультативных занятий федеральным законодательством не установлены. Такие требования можно встретить в региональных актах.При создании локальных документов по факультативным занятиям за основу можно взять письмо Минпроса СССР от 16.01.1975 №3-М «О введении «Типового положения о факультативных занятиях в общеобразовательной школе».Согласно этому Типовому положению факультативный курс может быть рассчитан не менее чем на 35 часов (1 час в неделю – в течение года или 2 часа в неделю – в полугодие).В группы по изучению факультативных курсов учащиеся зачисляются по их желанию.Учащимся не рекомендуется изучать более двух факультативных курсов одновременно.Группы для изучения факультативов, как правило, комплектуются из учащихся одного или параллельных классов. Занятия по факультативам, не связанным с предметами, входящими в учебный план, могут проводиться с учащимися различных классов.Во всех случаях число групп для факультативных занятий определяется в пределах общего количества часов на эти занятия, устанавливаемых школе на основе действующего учебного плана.Факультативные занятия должны предусматриваться специальным расписанием и проводиться до или после уроков. В зависимости от местных условий (расстояние от места жительства до школы, размещение учащихся в интернате и др.) может быть предусмотрен перерыв для отдыха школьников между обязательными занятиями и факультативами.Наполняемость групп определяется директором школы в зависимости от специфики факультативных курсов, но не менее 10 человек в группе.В тех случаях, когда на тот или иной факультативный курс число желающих учащихся превышает возможности набора, преимущество отдается тем школьникам, которые в изучении данного и смежного с ним предметов проявили большее прилежание и заинтересованность.При комплектовании групп для изучения факультативных курсов не допускается проведение отборочных испытаний и проверок.Зачисление учащихся в группу по изучению факультативного курса производится учителем, ведущим факультатив, с учетом мнения классного руководителя и утверждается приказом директора школы не позднее 10 сентября (или 10 января).По моему велению, по твоему хотению…- Существуют ли в настоящее время четко регламентированные должностные обязанности учителя? Или каждая школа может их определять на свое усмотрение, в том числе, расширяя их в любое удобное время?- Согласно ст. 57 Трудового договора РФ к обязательным условиям трудового договора относится, в частности, и трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).Поскольку должностная инструкция подписывается работником при приеме на работу, то она является составной частью его трудового договора и в одностороннем порядке изменяться не может.Статьей 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.Статья 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в частности, установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации; прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.Таким образом, директор школы может обновлять текст должностной инструкции по мере развития производственных отношений. Однако согласно требованиям трудового законодательства все изменения в текст должностной инструкции работодатель обязан вносить по согласованию с работником и представителями работников (профсоюзной организации).Основные обязанности по должностям представлены в Разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761н) (далее – ЕКС).ЕКС предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.Пунктом 3 «Общих положений» ЕКС разъяснено, что квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т. п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации (пп. 5-6 «Общих положений» ЕКС).«Квалификационный забег» – для всех- Могу ли я претендовать на высшую квалификационную категорию учителя, если мое образование не соответствует требованиям?- Несоответствие среднего профессионального образования или высшего образования учителя направлению подготовки, предусмотренному квалификационными характеристиками по должности учителя, само по себе не является основанием для отказа в прохождении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории, а тем более в приеме от учителя заявления о прохождении аттестации.Не может быть по этим же причинам отказано в установлении высшей квалификационной категории, если профессиональная деятельность педагогического работника соответствует результатам работы, предусмотренным пунктом 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 г. №276) (далее – Порядок аттестации).Так, высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе следующих результатов работы:- достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;- достижение обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;- выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;- личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;- активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.При этом в соответствии с пунктом 38 Порядка аттестации оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории на основе результатов их работы, предусмотренных пунктом 37 Порядка аттестации, осуществляется при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.Подробнее смотрите Разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (письмо Минобрнауки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 03.12.2014 г. №08-1933/505).Вакансия. Не для сокращения- Можно ли считать вакантной должность работницы, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, если эта работа никем не выполняется? Можно ли сократить эту должность?- Вакантной должностью (вакантными часами учебной нагрузки) считается должность, которая никем не занята, или объем учебной нагрузки, который никем не выполняется.В соответствии с положениями статьи 256 Трудового кодекса РФ работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, продолжают состоять с учреждением в трудовых отношениях и считаются временно отсутствующими. В указанные периоды в соответствии с нормами трудового законодательства за работниками сохраняются место работы, должность (объем учебной нагрузки).Согласно ст. 261 ТК РФ не допускается увольнение по инициативе работодателя: женщин, имеющих ребенка в возрасте до 3 лет; одиноких матерей, воспитывающих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка (до 14 лет); других лиц, воспитывающих вышеуказанных детей без матери; родителей (иных законных представителей ребенка), являющихся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до 3 лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.Исключение из этого правила: увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 – 8, 10 или 11 части первой ст. 81 или пунктом 2 ст. 336 ТК РФ.Сокращение численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81 ТК РФ) в этот перечень исключений не входит. В рассматриваемом случае должность сократить нельзя.
Комментарии