– Нахожусь в отпуске по уходу за ребенком. В новом учебном году собираюсь вернуться в школу учителем начальных классов. Имею ли я преимущественное право на получение первого класса, если учитель, выпускающий в этом учебном году класс начальной школы, тоже будет претендовать на новый первый класс, а класс наберут один?
– Нет, подобных предпочтений для работников, возвращающихся из отпуска по уходу за ребенком, законом не установлено. Согласно ст. 256 Трудового кодекса РФ на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность). Однако закон не оговаривает возможность сохранения объема выполняемой работы. Речь идет только о месте работе или должности.Возможно, в рассматриваемой ситуации действительно может встать вопрос о необходимости сокращения учителя начальных классов. Но в таком случае согласно ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.И лишь при равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным – при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.И в этом случае нет никаких особых оговорок о том, что школа обязана оставить на работе именно возвращающегося из отпуска по уходу за ребенком работника.Однако надо обратить внимание на то, что при возникновении необходимости сокращения должности учителя начальных классов огромную роль при решении вопроса о том, кому отдать предпочтение в оставлении на работе, будет играть возраст вашего ребенка.Статья 261 Трудового кодекса РФ не допускает расторжение трудового договора по инициативе работодателя с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5-8, 10 или 11 части первой ст. 81 или пунктом 2 ст. 336 ТК РФ).Увольнение в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 ст. 81 ТК РФ) не попадает в перечень исключений для игнорирования при увольнении по инициативе администрации факта наличия ребенка до трех лет.- Я перешла из школы на работу педагогом дополнительного образования в организацию дополнительного образования. На отпуск какой продолжительности я могу теперь претендовать?- Продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков педагогических работников и руководителей образовательных организаций, а также педагогических работников организаций, осуществляющих обучение, регулируется постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 г. №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» (далее – постановление №466).Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогических работников и руководителей организаций дополнительного образования в соответствии с пунктами 1-3 раздела II приложения к постановлению №466 составляет 42 календарных дня за исключением педагогических работников и руководителей, работающих в организациях дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств по видам искусств).Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня будет также предоставляться педагогическим работникам и руководителям структурных подразделений организаций дополнительного образования, реализующих в соответствии с п. 5 части 4 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения. Продолжительность основного отпуска педагогических работников и руководителей организаций дополнительного образования, работающих в организациях дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств по видам искусств), в соответствии с пунктами 4-6 раздела II приложения к постановлению №466 составляет 56 календарных дней. Продолжительность основного отпуска, составляющая 56 календарных дней, предусмотрена также педагогам дополнительного образования, работающим с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в организациях дополнительного образования.- Ученик 11-го класса нашей школы серьезно болен. Сейчас он переведен на длительное лечение в другой город. Как лучше поступить родителям и школе, ведь речь идет о выпускном классе?- Естественно, все решения зависят от состояния ребенка и мнения врачей. Но в нашей стране возможно совмещать длительное лечение и обучение.В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции РФ основное общее образование обязательно.Согласно российскому законодательству в сфере образования каждому гарантируется вне зависимости от каких-либо обстоятельств получение общедоступного и бесплатного общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в сфере образования соответствующих социально-экономических условий для его получения (части 2, 3 и 4 статьи 5; пункты 3, 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон).Согласно части 5 статьи 41 Закона обучение обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, может быть организовано в том числе в медицинских организациях на основании заключения медицинской организации и обращения в письменной форме родителей (законных представителей) обучающегося.В рамках межведомственного взаимодействия по вопросу выработки системного подхода к обеспечению конституционного права на получение образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, Минздрав России разработал разъяснения терминов:«длительное лечение» – стационарное лечение в течение более 21 дня;«обучающийся, нуждающийся в длительном лечении» – обучающийся, которому по заключению медицинской организации проводится лечение или медицинская реабилитация продолжительностью более 21 дня в медицинской организации (включая дневной стационар).Соответствующие разъяснения даны в письме Минобрнауки России от 31.08.2015 г. №ВК-2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении» (далее – письмо ВК-2101/07).Согласно разъяснениям Рособрнадзора в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, об организации государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) обучающихся, переехавших в период ГИА из одного субъекта РФ в другой, в том числе для прохождения длительного лечения в медицинской организации, осуществляющей стационарное лечение, оздоровление (письмо от 13.05.2014 г. №02-377), обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении, имеют право на прохождение ГИА и получение аттестата об основном общем или среднем общем образовании в медицинской организации, осуществляющей стационарное лечение, оздоровление.Порядок и условия перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в том числе в случае прохождения длительного лечения, регламентируется приказом Минобрнауки России от 12.03.2014 г. №177.Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, нуждающихся в длительном лечении и получающих общее образование в медицинских организациях, осуществляющих стационарное лечение, оздоровление, в указанных организациях должны быть созданы специальные условия для получения образования (статья 79 Закона).Реализация права на общее образование обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования, поэтому нормативными документами на уровне субъекта РФ и должен быть урегулирован порядок организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении.Письмом ВК-2101/07 разъяснено, что для организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, прохождения ГИА в медицинской организации, осуществляющей стационарное лечение, оздоровление, необходимо:- заключение медицинской организации о проведении лечения или медицинской реабилитации продолжительностью более 21 дня в медицинской организации (включая дневной стационар);- заявление в письменной форме родителей (законных представителей) на имя руководителя медицинской организации, в которой будет находиться на длительном лечении их ребенок, с просьбой организовать его обучение.Законодательством в сфере образования предусмотрены два варианта организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении:1) обучение на базе специализированного структурного образовательного подразделения организации, осуществляющей лечение, оздоровление.В соответствии с нормами статьи 31 Закона к организациям, осуществляющим обучение, относятся в том числе организации, осуществляющие лечение, оздоровление.Указанные организации вправе осуществлять образовательную деятельность, в том числе по основным общеобразовательным программам, создав в своей структуре специализированое структурное образовательное подразделение (части 3, 6 статьи 31 Закона).При этом одним из предметов уставной деятельности организации, осуществляющей лечение, оздоровление, становится осуществление образовательной деятельности с обязательным получением соответствующей лицензии согласно законодательству Российской Федерации, регулирующему вопросы лицензирования образовательной деятельности (статья 91 Закона, Федеральный закон от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. №966).Создавать специализированые структурные образовательные подразделения в медицинских организациях, осуществляющих стационарное лечение, оздоровление, и организовывать в них образовательный процесс Минобрнауки России рекомендует на уровне федеральных, республиканских, краевых, областных организаций, осуществляющих лечение, оздоровление;2) обучение в медицинской организации организацией, осуществляющей образовательную деятельность и расположенной территориально наиболее близко к медицинской организации.В этом случае отношения между медицинской организацией и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, регулируются договором. При этом лицензию на осуществление образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, необходимо переоформить в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы лицензирования образовательной деятельности, включив в нее адрес осуществления образовательной деятельности (адрес медицинской организации).Реализация образовательных программ при любом из вышеназванных вариантов получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, возможна в различных формах: очной, очно-заочной, сетевой, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных программ.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования регламентируется приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1015.
Комментарии