– Какова продолжительность ежегодных основных удлиненных отпусков для работников дошкольных образовательных организаций?
– Продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков педагогических работников и руководителей образовательных организаций, а также педагогических работников организаций, осуществляющих обучение, регулируется постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 г. №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» (далее – постановление №466).Для педагогических работников и руководителей дошкольных образовательных организаций разделом I приложения к постановлению №466 предусмотрен ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 или 56 календарных дней.Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1014) с обучающимися в дошкольных образовательных организациях образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.Общеустановленная продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков педагогических работников дошкольных образовательных организаций составляет 42 календарных дня. Удлиненные отпуска такой продолжительности предоставляются педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, в которых функционируют только группы общеразвивающей направленности, осуществляющие реализацию образовательной программы дошкольного образования.Ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска продолжительностью 56 календарных дней предоставляются педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, если они работают с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении.Обращаем внимание, что предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью, составляющей 56 календарных дней, теперь не обусловлено необходимостью выполнения работы в течение полного рабочего дня в дошкольных группах для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, как это предусматривалось при ранее действовавшем регулировании.Следует также отметить, что педагогические работники, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, находящимися в составе групп комбинированной направленности, также имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.- Обязательно ли присутствие учителя в школе в день, когда по расписанию у него нет занятий?- Приказом Минобрнауки РФ от 11.05.2016 г. №536 утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее – приказ №536). Прекратил свое действие приказ Минобрнауки России от 27.03.2006 г. №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (далее – приказ №69).Приказ был подготовлен на основе действующего до его принятия приказа №69. Подготовка нового нормативного правового акта была вызвана необходимостью приведения его в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами, а также внесения в этот приказ уточнений в отдельные его положения с учетом правоприменительной практики, устраняющих неоднозначное толкование отдельных его норм.К примеру, по итогам правоприменительной практики разработчиками принято решение учесть справедливые нарекания со стороны педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, по поводу суммирования неустановленных перерывов при проведении спаренных занятий, составляющих от 10 до 30 минут, которые должны использоваться для выполнения другой педагогической работы. Применение суммирования неустановленных перерывов к учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам, ведущим преподавательскую работу, у которых и так имеется другая часть педагогической работы, не конкретизированная по количеству часов, признано абсолютно бессмысленным.Также в новом документе в п. 2.4 теперь четко прописано положение о том, что не требуется обязательное присутствие в организации педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, в дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные:- от проведения учебных занятий по расписанию;- от выполнения непосредственно в организации иных обязанностей, установленных трудовым договорами, регулируемых графиками и планами работ;- от выполнения дополнительных возложенных обязанностей за дополнительную оплату труда.В результате окончательно ставится точка на недопустимости применения к учителям и другим педагогическим работникам, ведущим преподавательскую работу, так называемой 36‑часовой «отсидки» непосредственно в образовательной организации (хотя и ранее действующий приказ №69 этого не требовал, но не всегда соблюдался работодателями).Более того, впервые тем же п. 2.4 в нормативном правовом акте прямо рекомендовано при составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором предусматривать для работников, ведущих преподавательскую работу, свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.Рекомендательная норма предусмотрена в связи с тем, что установление такого свободного дня может зависеть от режима работы организации в течение 5-6‑дневной рабочей недели, обеспеченности кадрами, объема учебной нагрузки учителей, соблюдения гигиенических требований к режиму образовательной деятельности для обучающихся в соответствии с нормами СанПиН, сменности занятий и других особенностей.Обращаем внимание, что приказ №536 урегулировал и еще ряд вопросов.Так, например, для учителей 1‑х классов в п. 2.5 приказа №536 уточнены основания для использования «ступенчатого» режима обучения. Согласно изменениям в СанПиН вместо первых двух месяцев такой режим используется в первом полугодии (в сентябре – октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; в январе – мае – по 4 урока по 45 минут каждый). Уточнено также понятие «динамическая пауза», которое относится к «большой перемене», устанавливаемой в середине учебного дня большей продолжительностью, составляющей не менее 40 минут.Сохранено положение о том, что «ступенчатый» режим обучения на порядке определения учебной нагрузки и оплате труда учителей не отражается, поскольку объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (т.е. один раз в год), устанавливается локальным нормативным актом организации, отражается в трудовом договоре учителя.Пункт 3.1 приказа №536, как и прежде, предусматривает, что при составлении графиков работы педагогических и иных работников перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с их отдыхом и приемом пищи, не допускаются.При составлении расписаний занятий организация обязана исключить нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием, которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся (согласно статье 108 Трудового кодекса РФ к рабочему времени не относится перерыв, составляющий более двух часов).Но появилась и новая редакция этого вопроса. Дополнительно определено, что длительные перерывы между занятиями при составлении расписаний возможны, но допускаются только по письменному заявлению педагогических работников.Уточнены правила определения рабочего времени педагогических работников в каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников.Так, п. 4.2 приказа №536 теперь предусматривает следующее:В каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, уточняется режим их рабочего времени. Педагогические работники в каникулярное время выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их педагогической работы (установленного объема учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникулярного времени, а также времени, необходимого для выполнения другой части педагогической работы, определяемой с учетом их должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную плату (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время).Режим рабочего времени учителей, осуществляющих обучение на дому детей в соответствии с медицинским заключением, в каникулярное время определяется с учетом количества часов указанного обучения таких детей, установленного им до начала каникул.Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, используется также для их дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке.Таким образом, в данной части более четко, чем ранее, оговорено, что в каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, которое является их рабочим временем, режим их рабочего времени подлежит уточнению.Установлено, что педагогические работники в этот период выполняют педагогическую работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах установленного им до начала каникулярного времени объема учебной нагрузки.Рабочее время в этот период может увеличиваться за счет времени, необходимого для выполнения другой части педагогической работы, если такая работа планируется в каникулярное время.В каникулярный период, не совпадающий с отпуском, педагогический работник может быть направлен для получения дополнительного профессионального образования.При этом должны быть соблюдены все гарантии, связанные с получением такого образования.- Является ли препятствием для прохождения аттестации учителем на высшую квалификационную категорию отсутствие образования, соответствующего направлению подготовки, предусмотренному квалификационной характеристикой?- Несоответствие среднего профессионального образования или высшего образования учителя направлению подготовки, предусмотренному квалификационными характеристиками по должности учителя, само по себе не является основанием для отказа в прохождении аттестации для высшей квалификационной категории.Не может быть по этой же причине отказано в установлении высшей квалификационной категории, если профессиональная деятельность педагогического работника соответствует результатам работы, предусмотренным пунктом 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 г. №276) (далее – Порядок аттестации).Так, высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе следующих результатов работы:- достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;- достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования;- выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;- личного вклада в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;- активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.Подробнее смотрите Разъяснения по применению Порядка аттестации (письмо Минобрнауки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 03.12.2014 г. №08-1933/505).
Комментарии