– Может ли учитель потребовать компенсацию морального вреда от пенсионного органа за отказ его должностных лиц в назначении досрочной педагогической пенсии, если судом принято решение о признании их решения незаконным?
– Пленумом Верховного суда РФ принято постановление от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».В п. 31 постановления прямо отмечено, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.Пленум Верховного суда РФ также обратил внимание судов на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении. С этой целью в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика для восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.Необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока.При отмене в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанции решения суда по делу о взыскании трудовой пенсии судам следует учитывать, что поворот исполнения решения суда не допускается, за исключением случаев недобросовестности со стороны гражданина и счетной ошибки, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса РФ.В постановлении пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» есть и другие очень важные решения, затрагивающие права педагогов на досрочную пенсию.- Недавно нам сообщили, что по программам среднего профессионального образования предусмотрена новая форма государственной итоговой аттестации – демонстрационный экзамен. В какой форме он может проводиться? Какие должны будут соблюдаться требования?- Приказом Минобрнауки России от 17.11.2017 г. №1138 утверждены изменения Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 16.08.2013 г. №968 (далее – Порядок проведения ГИА). Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2018 года.В соответствии с изменениями, внесенными в Порядок проведения ГИА, при создании государственной экзаменационной комиссии по каждой образовательной программе среднего профессионального образования, реализуемой образовательной организацией, необходимо учитывать следующие требования к ее формированию:- в состав государственной экзаменационной комиссии включаются педагогические работники образовательной организации, лица, приглашенные из сторонних организаций, в том числе педагогические работники, представители работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники;- в случае проведения демонстрационного экзамена в состав государственной экзаменационной комиссии входят также эксперты союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» (далее – союз);- руководитель образовательной организации является заместителем председателя государственной экзаменационной комиссии. В случае создания в образовательной организации нескольких государственных экзаменационных комиссий назначается несколько заместителей председателя государственной экзаменационной комиссии из числа заместителей руководителя образовательной организации или педагогических работников.Председателем государственной экзаменационной комиссии образовательной организации утверждается лицо, не работающее в образовательной организации, из числа:- руководителей или заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, соответствующую области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники;- представителей работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.Порядком проведения ГИА уточнены формы государственной итоговой аттестации и виды выпускной квалификационной работы по образовательным программам среднего профессионального образования:- формами государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования являются защита выпускной квалификационной работы и (или) государственный(ые) экзамен(ы), в том числе в виде демонстрационного экзамена;- демонстрационный экзамен предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности;- в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования выпускная квалификационная работа выполняется в виде дипломной работы (дипломного проекта) и (или) демонстрационного экзамена – для выпускников, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена.В соответствии с требованиями Порядка проведения ГИА программа государственной итоговой аттестации, методика оценивания результатов, требования к выпускным квалификационным работам, задания и продолжительность государственных экзаменов определяются с учетом примерной основной образовательной программы среднего профессионального образования и утверждаются образовательной организацией после их обсуждения на заседании педагогического совета образовательной организации с участием председателей государственных экзаменационных комиссий.Задания демонстрационного экзамена разрабатываются на основе профессиональных стандартов (при наличии) и с учетом оценочных материалов (при наличии), разработанных союзом.Результаты победителей и призеров чемпионатов профессионального мастерства, проводимых союзом либо международной организацией «WorldSkills International», осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, засчитываются в качестве оценки «отлично» по демонстрационному экзамену.Образовательная организация обеспечивает проведение предварительного инструктажа выпускников непосредственно в месте проведения демонстрационного экзамена. Рособрнадзор напоминает о том, программа государственной итоговой аттестации, требования к выпускным квалификационным работам, а также критерии оценки знаний, утвержденные образовательной организацией, доводятся до сведения студентов, не позднее чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.Рособрнадзор 15 января 2018 года проинформировал руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования о том, что при разработке и утверждении программ государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования в 2018 году необходимо руководствоваться Порядком проведения ГИА с внесенными в него изменениями.- Может ли быть допущен к сдаче ЕГЭ ученик, опоздавший на экзамен?- Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 г. №1400) (далее – Порядок) не разъяснен порядок действий организаторов экзамена и опоздавшего на ЕГЭ ученика.Однако письмом Рособрнадзора от 27.12.2017 г. №10-870 направлены методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2018 году, в том числе Методические рекомендации по подготовке и проведению единого государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов (далее – Методические рекомендации). Раздел 3.2 Методических рекомендаций регулирует правила входа лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ, и участников ЕГЭ в пункт проведения экзаменов (далее – ППЭ). В частности, рекомендовано следующее.Допуск участников ЕГЭ в ППЭ осуществляется с 9.00 по местному времени при наличии у них документов, удостоверяющих их личность, и при наличии их в списках распределения в данный ППЭ.Если участник ЕГЭ опоздал на экзамен, он допускается к сдаче ЕГЭ в установленном порядке, при этом время окончания экзамена не продлевается, о чем сообщается участнику ЕГЭ. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников ЕГЭ не проводится. В этом случае организаторы предоставляют необходимую информацию для заполнения регистрационных полей бланков ЕГЭ. Рекомендуется составить акт в свободной форме. Указанный акт подписывает участник ЕГЭ, руководитель ППЭ и член ГЭК.В случае проведения ЕГЭ по иностранным языкам (письменная часть, раздел «Аудирование») допуск опоздавших участников в аудиторию после включения аудиозаписи не осуществляется (за исключением, если в аудитории нет других участников или если участники в аудитории завершили прослушивание аудиозаписи). Персональное аудирование для опоздавших участников не проводится (за исключением, если в аудитории нет других участников экзамена).Обращаем внимание, что Методическими рекомендациями предусмотрено, что в случае отсутствия по объективным причинам у обучающегося документа, удостоверяющего личность, он допускается в ППЭ после письменного подтверждения его личности сопровождающим (форма ППЭ-20 «Акт об идентификации личности участника ГИА» представлена в Методических рекомендациях).- Должен ли выдаваться листок нетрудоспособности, если учительница находится в отпуске по уходу за ребенком, но у нее есть другая работа, выполняемая ею на условиях неполного рабочего дня по внешнему совместительству?- Согласно статье 93 Трудового кодекса РФ работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений их трудовых прав.Пунктом 23 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 г. №624н, установлено, что при временной нетрудоспособности лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, работающих на условиях неполного рабочего времени или на дому, листок нетрудоспособности выдается на общих основаниях.Таким образом, лицам, работающим по внешнему совместительству на условиях неполного рабочего времени и находящимся в отпуске по уходу за ребенком по основному месту работы, листок нетрудоспособности при заболевании выдается для представления на работу по внешнему совместительству в общеустановленном порядке.При оформлении листка нетрудоспособности на корешке бланка и в разделе, заполняемом медицинской организацией, в строке «Основное» отметки не делается, в строке «По совместительству» делается отметка.
Комментарии