– Должна ли производиться дополнительная оплата учителю, участвующему в проведении ЕГЭ? Если да, то на основании какого документа?
Оплатный долг- Согласно ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения ЕГЭ, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом РФ за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ, выделяемых на проведение ЕГЭ.Рособрнадзор в своем письме от 26.05.2016 г. №02-226 обращал внимание, что приказом Минобрнауки России от 25.12.2013 г. №1394 утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, согласно п. 13 которого органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, обеспечивают проведение основного государственного экзамена, в том числе посредством определения состава руководителей и организаторов пунктов проведения экзаменов, уполномоченных представителей государственных экзаменационных комиссий, технических специалистов, специалистов по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, ассистентов для лиц с ограниченными возможностями здоровья. При этом предлагалось учитывать, что пунктом 2.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утверждены приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 г. №536), предусмотрена возможность выполнения учителями с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты.Пример нормативного документа, устанавливающего соответствующие компенсации, – Положение о размерах и порядке выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению ЕГЭ в Ставропольском крае педагогическим работникам, привлекаемым к его проведению (утверждено постановлением Правительства Ставропольского края от 9.10.2012 г. №374‑п). Перечень привлекаемых к проведению ЕГЭ работников в названном Положении широк и включает в себя даже, например, тифлопереводчиков.Положение устанавливает фиксированный размер выплат. Например, согласно п. 6 Положения член конфликтной комиссии получает за час работы 85,65 рубля; эксперт предметной комиссии – 17,13 рубля за одну проверенную экзаменационную работу; организатор в аудитории пункта проведения ЕГЭ – 300 рублей за день работы.
Согласие на работу по-новому
– Может ли учитель отказаться от подписания дополнительного соглашения к трудовому договору, изменяющего ранее зафиксированные условия?- В соответствии со ст. 72 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) подписание дополнительного соглашения об изменениях трудового договора допускается только с согласия работника, за исключением случаев, прямо предусмотренных трудовым законодательством.По общему правилу заключение такого соглашения должно осуществляться на взаимовыгодных для сторон условиях. Работодатель не может по своему усмотрению требовать от вас подписания соглашения об изменении условий трудового договора (например, о расширении ваших трудовых обязанностей, переводе на другую работу и т. д.).Если учитель откажется от предложения работодателя подписать дополнительное соглашение, условия трудового договора останутся прежними, за исключением отдельных случаев, когда ТК РФ прямо устанавливает последствия отказа работника от изменения условий трудового договора, предложенного работодателем. Рассмотрим эти случаи.1. Изменение условий трудового договора в соответствии с медицинским заключением. Если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается в переводе на другую работу на срок до четырех месяцев, работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся у него работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья. При отказе работника от такого временного изменения условий трудового договора работодатель будет вынужден отстранить работника от работы на весь срок, указанный в медицинском заключении. При этом заработную плату за период отстранения от работы работнику, скорее всего, не начислят.Если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается в переводе на другую работу на срок более четырех месяцев, то в случае отказа работника от такого перевода (и подписания соответствующего соглашения об изменении условий трудового договора) работодатель будет вправе уволить работника в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.2. Изменение условий трудового договора в связи с изменением организационных или технологических условий труда.Работодатель вправе предложить работнику подписать соглашение об изменении условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (например, из-за структурной реорганизации, по другим причинам). О предстоящих изменениях работодатель обязан проинформировать работника в письменной форме не позднее чем за два месяца до введения таких изменений. При этом в любом случае работодатель не вправе требовать изменения выполняемой работником трудовой функции (изменения должности, специальности).В случае отказа работника от подписания дополнительного соглашения об изменении условий трудового договора работодатель обязан в письменной форме предложить работнику другую имеющуюся у него работу, соответствующую квалификации работника, или нижестоящую/нижеоплачиваемую работу. Если же такая работа у работодателя отсутствует или если работник отказался от предложенной ему другой работы, работодатель вправе уволить такого работника в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.Если существует вероятность, что изменение организационных или технологических условий труда повлечет массовое увольнение работников, то работодатель с учетом мнения профсоюза может ввести режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев. При отказе работника от такого изменения условий трудового договора работодатель вправе уволить работника по сокращению численности или штата работников (ст. 74, п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).3. Изменение условий трудового договора в связи с переездом работодателя в другую местность.Если работодатель переезжает в другую местность (другой город, иной населенный пункт), он может предложить работнику подписать соглашение к трудовому договору о переводе на работу в другую местность вместе с работодателем (ст. 72.1 ТК РФ). В случае отказа работника от подписания такого соглашения работодатель вправе прекратить с работником трудовой договор по п. 9 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.4. Изменение условий трудового договора в связи с приостановлением действия специального права работника.Под специальным правом понимается лицензия, право на управление транспортным средством, право на ношение оружия, другое специальное право.В случае невозможности выполнения работником трудовых обязанностей в связи с приостановлением действия имеющегося у него специального права на срок до двух месяцев (например, права на вождение автомобиля) и отказа работника от подписания соглашения об изменении условий трудового договора в части временного перевода работника на другую работу работодатель будет обязан отстранить работника от работы, при этом, как правило, без сохранения заработной платы (абз. 6 ст. 76 ТК РФ).Если срок приостановления специального права превышает два месяца или работник лишен данного права, трудовой договор с ним подлежит прекращению в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (ч. 2 ст. 83 ТК РФ).
Учебники: за кем выбор?
– Имеет ли право школа самостоятельно формировать список учебников и учебных пособий, приобретаемых за счет бюджетных средств?- Пункт 9 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – закон) прямо относит к компетенции образовательной организации самостоятельное определение списка учебников и учебных пособий, допущенных к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.При этом согласно ч. 1 ст. 35 закона обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС), образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.В соответствии с ФГОС норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы;- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы.Согласно ст. 18 закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:- учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 г. №253 (далее – федеральный перечень учебников);- учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 г. №699 (далее – перечень организаций).В письме Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 16.05.2018 г. №08-1211 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательной деятельности» дополнительно разъяснено следующее.С 1 января 2015 г. все учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, представлены как в печатной, так и в электронной форме. При этом общеобразовательная организация самостоятельно выбирает форму приобретаемых учебных изданий.В связи с тем что в образовательных организациях России сложилась многолетняя практика использования рабочих тетрадей, особо разъяснен статус рабочих тетрадей как определенного вида учебных пособий.Со ссылкой на «ГОСТ 7.60-2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды, термины и определения» (введен постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 г. №331‑ст) обращено внимание, что под учебным пособием понимается учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. К учебным изданиям данный ГОСТ относит: учебник, букварь, учебное пособие, учебно-методическое пособие, учебное наглядное пособие, рабочую тетрадь, самоучитель, хрестоматию, практикум, задачник, учебную программу, учебный комплект. Рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.Письмом отмечено, что вопрос обеспечения обучающихся рабочими тетрадями относится также к компетенции общеобразовательной организации.Отдельно указано, что рабочие тетради в целом с учебником составляют учебно-методический комплект и значительно улучшают усвоение учебного материала, а также повышают успеваемость обучающихся по различным предметам.Кроме того, еще раз обращено внимание на недопустимость приобретения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов учебников, не включенных в Федеральный перечень учебников, и учебных пособий, выпущенных организациями, не входящими в перечень организаций.
Комментарии