search
main
0

Ваш адвокат

– Недавно в новостях сообщили, что Президент РФ подписал закон о пенсионной реформе. Подскажите, какие новшества теперь закрепил закон?

​Пенсионные новеллы

– В «Учительской газете» №36 от 4.09.2018 г. мы подробно разбирали ответ на вопрос о том, какие изменения при назначении досрочной пенсии педагогическим работникам можно ожидать учителям в связи с обсуждением проекта пенсионной реформы. По сравнению со стадией обсуждения проекта в окончательной редакции законодатели пошли на облегчение ранее запланированных изменений по назначению досрочных пенсий педагогическим работникам.В итоге принято несколько законов, так или иначе связанных с пенсионной реформой.Федеральным законом от 3.10.2018 №350‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее – Закон №350‑ФЗ), который вступает в силу 1 января 2019 года (за исключением отдельных положений), принято решение о повышении пенсионного возраста на общих основаниях: мужчины получат право на пенсию в 65 лет, а женщины – в 60 лет.Повышать пенсионный возраст будут постепенно. Когда выйдут на пенсию те, кто попадает в переходный период, можно увидеть в таблице:

Год рождения Год наступления пенсионного возраста Мужчины Женщины Как сейчас Как будет 1959 1964 2019 2020 1960 1965 2020 2022 1961 1966 2021 2024 1962 1967 2022 2026 1963 1968 2023 2028 Граждане, которые по еще действующим правилам должны были выйти на пенсию в 2019-2020 годах, получат льготу. Стать пенсионерами они смогут на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.Для работников с большим стажем предусмотрена возможность выйти на пенсию на два года раньше положенного. Для этого мужчинам понадобится стаж не менее 42 лет, а женщинам – не менее 37. Воспользоваться льготой смогут только те, кто достиг возраста 60 и 55 лет соответственно.Право на досрочную пенсию оставлено лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста. Однако оно будет реализовываться с дополнительным условием, предусмотренным именно Законом №350‑ФЗ: с отсрочкой ее назначения на 5 лет (на этапе обсуждения была запланирована отсрочка на 8 лет). Установлены переходные положения по окончательному введению отсрочки такой продолжительности для педагогических работников. Когда выйдут на пенсию те педагоги, которые попадут в переходный период, можно увидеть в таблице:

Год возникновения права на досрочную пенсию по старости Сроки назначения досрочной пенсии по старости 2019 Не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права 2020 Не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права 2021 Не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права 2022 Не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения права 2023 и последующие годы Не ранее чем через 60 месяцев со дня возникновения права Законом №350‑ФЗ скорректировано понятие предпенсионного возраста – в течение 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.Вводятся также положения, предусматривающие дополнительные гарантии социальной поддержки для граждан предпенсионного возраста (например, период выплаты пособий для них может составить 12 месяцев с возможным повышением на 2 недели за каждый год работы, превышающей установленный страховой стаж, максимально – 24 месяца).Федеральным законом от 3.10.2018 №352‑ФЗ «О внесении изменения в Уголовный кодекс РФ» (вступает в силу 14 октября 2018 года) в Уголовный кодекс РФ введена новая статья 144.1 «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста».Необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста (тех, кому осталось не более пяти лет до наступления срока выхода на пенсию), а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам будет наказываться штрафом в размере до 200000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательными работами на срок до 360 часов.Федеральный закон от 3.10.2018 №353‑ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации» (вступает в силу 1 января 2019 года) ввел в Трудовой кодекс РФ новую статью 185.1 «Гарантии работникам при прохождении диспансеризации».Работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и работники, являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.Чтобы использовать гарантию, сотрудникам понадобится подавать заявление и согласовывать выбранные даты с работодателем.

Индивидуальный план

– Законом об образовании заявлено академическое право обучающегося на индивидуальный учебный план, в том числе и на ускоренное обучение. Кто из обучающихся в вузе может претендовать на такое право?

– Организация и осуществление образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры по индивидуальным учебным планам осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 5.04.2017 №301 (далее – Порядок).Согласно пункту 3 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании обучающимся предоставляется академическое право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.Согласно пункту 37 Порядка при освоении образовательной программы обучающимся, который имеет способности и (или) уровень развития, позволяющие освоить образовательную программу в более короткий срок по сравнению со сроком получения высшего образования по образовательной программе, установленным организацией в соответствии с образовательным стандартом (далее – выдающиеся способности), по решению организации осуществляется ускоренное обучение такого обучающегося по индивидуальному учебному плану в порядке, установленном локальным нормативным актом организации.При этом при ускоренном обучении сокращение срока получения высшего образования по образовательной программе реализуется путем зачета результатов обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и (или) отдельным практикам, освоенным (пройденным) обучающимся при получении среднего профессионального образования и (или) высшего образования, а также дополнительного образования (при наличии), и (или) путем повышения темпа освоения образовательной программы.Повышение темпа освоения образовательной программы осуществляется для лиц, имеющих соответствующие способности и (или) уровень развития (п. 38 Порядка).Письмом Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ от 9.07.2018 №05-7709 в целях исполнения поручения Правительства Российской Федерации по вопросу организации в образовательных организациях высшего образования обучения по индивидуальным учебным планам обучающихся, имеющих высокий уровень подготовки к освоению соответствующей образовательной программы, в том числе выпускников специализированных учебно-научных центров, были направлены Рекомендации по организации в образовательных организациях высшего образования обучения по индивидуальным учебным планам обучающихся, имеющих высокий уровень подготовки к освоению образовательной программы высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета и программы магистратуры (далее – Рекомендации).В частности, в Рекомендациях разъяснено, что под повышением темпа освоения образовательной программы понимается ускоренное обучение, реализуемое посредством повышения интенсивности (скорости) освоения учебного материала.Соответственно для принятия решения о повышении темпа освоения образовательной программы необходимо установить, что обучающийся имеет выдающиеся способности.Установление наличия выдающихся способностей может осуществляться:1) по результатам промежуточной аттестации обучающихся;2) по результатам всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;3) по результатам олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (далее – конкурсы), направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений и проводимых в соответствии с частью 2 ст. 77 Закона об образовании;4) по результатам ЕГЭ и иным результатам освоения образовательных программ предшествующего уровня образования.Если наличие выдающихся способностей устанавливается в соответствии с основанием, предусмотренным пунктом 1 вышеуказанного списка, то это позволяет осуществить повышение темпа освоения образовательной программы не ранее первой промежуточной аттестации обучающихся.Если наличие выдающихся способностей устанавливается в соответствии с основаниями, предусмотренными пунктами 2 – 4 вышеуказанного списка, то это позволяет осуществить повышение темпа освоения образовательной программы на любом этапе ее освоения, в том числе до проведения первой промежуточной аттестации обучающихся.Организация, осуществляющая образовательную деятельность (далее – организация), может устанавливать наличие выдающихся способностей по результатам освоения образовательных программ предшествующего уровня образования. Для обучающихся по программам бакалавриата и программам специалитета в качестве таких результатов могут использоваться аттестат о среднем общем образовании с отличием, диплом о среднем профессиональном образовании с отличием, диплом о высшем образовании, для обучающихся по программам магистратуры – диплом бакалавра с отличием, диплом о высшем образовании других уровней.При установлении наличия выдающихся способностей по результатам освоения образовательных программ предшествующего уровня образования для обучающихся по программам бакалавриата и программам специалитета целесообразно также учитывать особенности получения обучающимися среднего общего образования.Согласно части 5 ст. 77 Закона об образовании в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в образовательных организациях создаются специализированные структурные подразделения, а также действуют образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций (далее – нетиповые образовательные организации).Рекомендациями отмечено, что в настоящее время в ряде образовательных организаций высшего образования действуют специализированные структурные подразделения, реализующие образовательные программы среднего общего образования, например специализированные учебно-научные центры (далее – специализированные подразделения вузов).Выпускники специализированных подразделений вузов, как правило, имеют высокий уровень подготовки к освоению программ бакалавриата и программ специалитета, который может быть учтен при установлении наличия выдающихся способностей для принятия решения о повышении темпа освоения образовательной программы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте