Ваш адвокат
Рубрику ведет Адольф Сергеевич РОЗЕНОЕР
О.СТЕПАНЬКОВА
ст. Динская,
Краснодарский край
В соответствии со статьей 37 Конституции РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения трудовых конфликтов.
Но участие в забастовке – дело сугубо добровольное. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.
Те, кто добровольно решил участвовать в законной забастовке, не обязаны присутствовать на своем рабочем месте. Работодатель вправе не выплачивать заработную плату работникам за время их участия в забастовке. Им сохраняются место работы и должность.
Другое дело работники, не пожелавшие участвовать в забастовке, но лишившиеся из-за нее возможности выполнять свою работу. Им должен быть оплачен простой не по вине работника согласно Кодексу законов о труде, то есть не ниже двух третей тарифной ставки.
Работники, не участвующие в забастовке, могут быть переведены в период простоя на работу в другое учреждение в той же местности на срок до одного месяца с оплатой не ниже полной тарифной ставки.
Порядок осуществления права на забастовку, гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки установлены Федеральным законом Российской Федерации “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” # 175-ФЗ от 23 ноября 1995 года.
* * *
Г.ДУНАЕВСКИЙ
Новосибирск
Вы правы.
Учителям труда в педагогический стаж засчитывается также и время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях по специальности, соответствующей профилю преподаваемого предмета.
Право решать конкретные вопросы о соответствии работы на предприятии профилю преподаваемого предмета предоставлено директору школы по согласованию с профсоюзным комитетом (п.5-“и” и п.6 приложения 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной 16 мая 1985 г. с изменениями и дополнениями по состоянию на 8 июня 1990 г.).
Если учитель труда с учетом работы на заводе по специальности, соответствующей профилю преподаваемого предмета, имеет педагогический стаж свыше 20 лет и высшее образование, то с 1 сентября 1995 г. ему полагается оплата по 12-му разряду.
Нашу жизнь изменили и дополнили Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании” комментирует начальник юридического отдела Министерства образования РФ Зоя Павловна Дащинская
Нашу жизнь изменили и дополнили
Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании” комментирует начальник юридического отдела Министерства образования РФ Зоя Павловна Дащинская
Убран конкурс, на основе которого осуществлялся прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего (полного) общего (10-11-е классы) и начального профессионального образования. Гарантируется общедоступность и бесплатность всех трех ступеней общего образования: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, которое по Конституции Российской Федерации является обязательным, и среднего (полного) общего, а также начального профессионального образования ( п.3 ст.5; п.1 ст.16).
Повышен возраст, по достижении которого обучающийся по согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования. Теперь это можно будет сделать по достижении не 14, как было ранее, а 15 лет ( п.6 ст.19). Повышение возрастного ценза позволит оставившему по уважительным причинам общеобразовательное учреждение устроиться на работу, благо КЗоТ Российской Федерации позволяет это сделать и продолжить обучение в вечерней школе.
Не останутся без внимания и исключенные из общеобразовательных учреждений за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава учреждения. По Закону исключение таких нарушителей допускается по достижении ими 14 лет.
И здесь мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией. Когда ребенок учится, ему в соответствии со ст. 173 КЗоТ РФ разрешается работать и в период обучения, и в каникулярный период, с согласия родителей, с 14 лет. Как только его исключают из общеобразовательного учреждения, и он перестает быть обучающимся, то он сразу же не подпадает под действие этой статьи. А возраст, с которого КЗоТ РФ допускает прием на работу, – 15 лет. Вот и получается, что, когда ребенок учится и занят, ему разрешается еще и работать, а когда его исключили и ему нечем заняться, – его возраст не позволяет ему в силу закона быть принятым на работу. Теперь проблему исключенных из общеобразовательных учреждений будут решать совместно с родителями исключенного органы местного самоуправления. Они в месячный срок должны будут принять меры, обеспечивающие трудоустройство ребенка (если позволяет возраст) или продолжение обучения в другом образовательном учреждении, например, в профессиональном училище, где он может получить профессиональную подготовку (п.7 ст.19).
Законодательно закреплено право внеконкурсного приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также инвалидов I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях, при условии успешной сдачи ими вступительных экзаменов (п.3 ст. 16).
В соответствии с п.4 ст. 27 квалификации, указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании, и ученые степени, указанные в документах о послевузовском профессиональном образовании, дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в т.ч. занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу.
В пункт 1 ст. 11 перенесены две позиции Федерального закона “О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию” в части изменения состава учредителей действующих государственных и муниципальных образовательных учреждений и правопреемства в случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образованием и (или) органов местного самоуправления.
Уточнена типология образовательных учреждений. Так п.4 ст.12 дополнен такими типами образовательных учреждений, как учреждения послевузовского профессионального образования и учреждения дополнительного образования взрослых и детей.
В прежней редакции Закона существовал один тип образовательного учреждения – учреждение дополнительного образования. Так как по типам образовательных учреждений Правительством Российской Федерации утверждаются типовые положения, возникали трудности в написании такого положения. Ведь в нем надо было соединить несоединимые вещи, поскольку в понятие учреждения дополнительного образования попадали такие разные по содержанию и возрасту обучающихся в них образовательные учреждения, как институты и курсы повышения квалификации и, пользуясь старой терминологией, внешкольные учреждения: дома детского творчества, станции юных техников и юных натуралистов.
Попытка развести эти разные типы образовательных учреждений была предпринята на уровне подзаконных актов, когда были утверждены Правительством Российской Федерации типовые положения об учреждении дополнительного образования детей и об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
Теперь это нашло свое законодательное подкрепление.
Появилось новое понятие статуса образовательного учреждения – “категория”, которая будет устанавливаться при государственной аккредитации образовательного учреждения. Но это касается не всех образовательных учреждений, а только таких, как дошкольные образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования детей (п.6 ст. 12).
Нелишним будет сказать, что в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 # 677, виды этих учреждений даны уже с учетом категорий.
Статья 11 дополнена новым пунктом 9, согласно которому на общественные организации (обьединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, распространяются права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, но только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.
Закон разрешает государственному, муниципальному образовательному учреждению оказывать платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и др.услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. О наличии платных образовательных услуг и порядке их предоставления обязательно указывается в уставе образовательного учреждения. Предоставление таких услуг будет осуществляться согласно ст. 13; п.6 ст.14 на договорной основе.
По договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения, государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования (п. 10 ст. 41).
Произошли некоторые изменения в компетенции образовательного учреждения. Теперь согласно подпункту 4 пункта 2 ст. 32 в новой редакции образовательное учреждение принимает на работу и педагогические кадры, и вспомогательный персонал, и заместителей руководителя учреждения.
Изменились права образовательного учреждения, которые оно получало с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации. Если раньше все образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, имели право на включение в схему централизованного государственного финансирования (это больше касалось негосударственных образовательных учреждений), то теперь таким правом пользуются только общеобразовательные учреждения (п.16 ст. 33).
Чтобы получить государственную аккредитацию, образовательному учреждению необходимо пройти аттестацию, целью и содержанием которой является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения по Закону являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет.
Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения теперь может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучающихся, но не ранее чем через три года после получения лицензии. Условием аттестации являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников.
Первая аттестация вновь созданных образовательных учреждений может проводиться поэтапно по ступеням общего образования: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее (п. 20 ст. 33).
Расширены формы самоуправления образовательного учреждения. Теперь формами самоуправления образовательного учреждения являются, кроме совета, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др.формы.
Порядок выборов этих органов и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения. (п.2 ст. 35).
Исключены из ст. 35 положение о праве совета образовательного учреждения нанимать по контракту руководителя образовательного учреждения, т.к. по своему статусу совет не может быть работодателем, и положение о состоянии руководителя образовательного учреждения в штате государственного, муниципального органа-учредителя образовательного учреждения, когда назначение руководителя осуществлялось учредителем.
П. 13 ст. 39 в новой редакции содержит теперь запрет на приватизацию не только государственных, муниципальных образовательных учреждений, но и закрепленных за ними на праве оперативного управления или находящихся в их самостоятельном распоряжении обьектов производственной и социальной инфраструктуры, в т.ч. жилых помещений, расположенных в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения и в сельской местности, общежитий, а также клинических баз учреждений медицинского образования, находящихся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении.
В соответствии с п.2 ст. 56 трудовые отношения работника с образовательным учреждением отныне регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить законодательству Российской Федерации. В предыдущей редакции закона был предусмотрен контракт, который заключался с работником образовательного учреждения на определенный срок.
Право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий получили, кроме педагогических работников образовательных учреждений, и руководящие работники этих учреждений, деятельность которых связана с образовательным процессом. Размер этой компенсации теперь зависит от учреждения, в котором работает педагогический и руководящий работник. В образовательном учреждении высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования размер ежемесячной денежной компенсации составит полтора минимальных размера оплаты труда, во всех других образовательных учреждениях – один минимальный размер оплаты труда (п.8 ст.55).
На работников образовательных учреждений и учебно-консультационных пунктов (которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы) и занятых на работах с осужденными, в соответствии с п.12 ст.55 распространены порядок и условия установления пенсии в связи с особыми условиями труда, предусмотренные для занятых на работах с осужденными работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Закон дополнен новой статьей 11-1, которая касается негосударственных образовательных организаций и служит мостиком к другому закону о негосударственном секторе образования, проект которого находится на рассмотрении в Государственной Думе.
В заключение необходимо сказать, что Закон официально опубликован 23 января 1996 года в “Российской газете” и с этого дня вступил в силу.
Комментарии