Рубрику ведет Адольф Сергеевич РОЗЕНОЕР
При каком количестве учащихся класс возможно разделить на две подгруппы на уроках иностранного языка в сельской школе? В городской школе?
И.СТРЫГИНА
п. Артемовский,
Иркутская область
При проведении занятий по иностранному языку в 4-11-х классах допускается деление класса на две группы: в городских общеобразовательных учреждениях при наполняемости 25 человек, в сельских – не менее 20 человек. Это предусмотрено пунктом 26 Типового положения, утвержденного постановлением Правительства РФ N 1008 от 31 августа 1994 г.
* * *
Должна ли выплачиваться ежемесячная компенсация на книги и периодические издания, когда учитель находится на больничном листке?
Л.УЛАНОВА
с. Третьи Левые Ламки,
Тамбовская область
Педагогическим работникам школ с целью содействия их обеспечению книгами и периодикой полагается согласно п.8 ст. 55 Закона РФ “Об образовании” ежемесячная денежная компенсация в размере одного минимального размера оплаты труда.
Эта компенсация выплачивается по отдельной ведомости ежемесячно и в период отпуска, и в период временной нетрудоспособности, не подлежит налогообложению и не зависит от обьема педагогической (преподавательской) нагрузки.
С 1 апреля 1996 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 75900 рублей в месяц (Федеральный закон N 40-ФЗ от 22 апреля 1996 г.).
* * *
За классное руководство, проверку тетрадей и заведование кабинетом учителям не платили вместе с заработком за уроки, а задерживали на несколько месяцев. В конце учебного года размер этих оплат уменьшили по сравнению с установленными при тарификации. Законно ли это?
Т.ШИБЕЦКАЯ
г. Азов,
Ростовская область
Размеры всех доплат за работу, не входящую в круг основных обязанностей работника (в том числе за классное руководство, проверку тетрадей, заведование оборудованными учебными кабинетами и т.д. и т.п.), каждая школа определяет самостоятельно, в пределах имеющихся у нее средств на оплату труда. Размеры доплат определяются в зависимости от дополнительного обьема работ.
Доплаты, установленные работнику при тарификации, относятся к условиям оплаты труда, об изменении или отмене которых работник должен быть предупрежден согласно ст. 85 Кодекса законов о труде не позднее чем за два месяца (письмо Министерства образования РФ N 67-М от 9 апреля 1993 года).
Указанные доплаты включаются в фонд заработной платы согласно действующей инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера.
* * *
С какого момента должны выплачивать зарплату в связи с присвоенной учителю квалификационной категорией? С того месяца, когда издан приказ о присвоении категории или с сентября нового учебного года (как делается у нас в районе)?
А.КОН[[smpbold]]ХОВ
с. Беляевка,
Волгоградская область
Оплата труда увеличивается со дня вынесения аттестационной комиссией решения о соответствии учителя второй, первой или высшей квалификационной категории.
Если в этот день учитель находился в отпуске или на больничном листке, то оплата труда по более высокому разряду полагается с первого рабочего дня после окончания отпуска или временной нетрудоспособности (п.31 и п.32 приложения N 1 к приказу Минобразования и Госкомвуза России N 1646 от 14 декабря 1995 г.).
Обзор писем
Наедине с бедою
Каждый номер “Учительской газеты” открывается письмами читателей. Казалось, наше суматошное время не располагает к эпистолярным жанрам, даже родным не успеваем весточки послать. А письма в редакцию идут и идут. В них отчаяние и надежда, горечь и радость. Письма – это наша связь с читателями. Мы стараемся по возможности помочь тем, кто нуждается, дать совет, разьяснение тем, кто не может разобраться в каком-либо вопросе.
“Звонок по письму”, “Рассмотрено на месте”, “Репортер ведет тему” – эти рубрики подсказаны нашими читателями.
Сегодня, как никогда, нужны учителю внимание, забота, участие. Обступают его со всех сторон нелегкие проблемы. “Если учитель утром покормил собственных детей чаем, надел стоптанные туфли и ветхий костюм, то какие у него могут быть мысли?” – спрашивают в письме работники Миньярской средней школы, что находится в Ашинском районе Челябинской области.
Ясно, что мысли у педагогов невеселые, зарплату не платят давно, а из обещаний суп не сваришь.
Импилахтинская школа находится далеко от Урала, в Карелии. Но у просвещенцев те же проблемы: как бы выхлопотать зарплату и отпускные. Обращались в гороно, в администрацию, в прокуратуру, министерство – безрезультатно. Все эти инстанции учителя из города Алзамая Нижнеудинского района Иркутской области прошли раньше своих коллег из Карелии. Потом попытались организовать забастовку, но получили предупреждение от властей. Пригрозили, что забастовщиков будут увольнять с работы в первую очередь, причины законные найдут. На то она и власть. Приутихли учителя. Город Алзамай в области занимает одно из первых мест по количеству безработных. Есть резон молчать.
А в Волгоградской области отчаявшиеся просвещенцы все-таки решились на забастовку. Коллектив школы N 3 из города Средняя Ахтуба организовал забастовочный комитет. Схема действий до этого была та же. Митинги, пикетирования, встречи с главой администрации, начальником облуно, обращение в суд, двухдневная забастовка – эта цепочка действий не привела ни к какому результату. Последняя зарплата была выплачена за апрель, и та не полностью.
Следующий этап в борьбе за свои права – бессрочная забастовка. Трудовой коллектив Среднеахтубинской школы выдвинул свои требования и направил их в соответствующие инстанции. Начнется ли учебный год в этой школе? Пока неизвестно.
Кому понадобилось доводить учителей до отчаяния? Ведь учитель может вынести многое, он согласен терпеть, ждать, но только не надо отмахиваться от него, как от назойливой мухи. Мол, и без тебя забот хватает, руки до тебя не доходят.
Администрация совхоза “Эмековский” Волжского района Республики Марий Эл в довершение ко всем бедам решила еще с учителей взимать квартплату в два раза большую, чем с рабочих. Рабочие, мол, свои, а учителя – чужаки. Будто не совхозные дети ходят каждый день в школу. Но кто защитит учителя сегодня? Раньше профсоюзы были побоевитее, могли отстоять права учителя. Сегодня учитель оказывается в большинстве случаев один на один со своей бедою.
У учительницы начальных классов Татьяны Мартиановны Перевойкиной случилось несчастье. Ее дом пострадал от пожара, происшедшего весною во время урагана в деревне Б.Ничка, что находится в Минусинском районе Красноярского края. Тогда колхоз обещал помочь всем погорельцам. Но лето проходит, а у учительницы как стояли обгорелые стены, так и стоят. Нет в семье денег, и занять не у кого. Где и на что купить стройматериалы? В отчаянии и слезах сегодня бедная учительница. Раньше погорельцам помогали всем миром на селе. А сейчас каждый со своей бедой в одиночку сражается.
“Гуманность, – предупреждал Федор Достоевский, – есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть”. Не к нам ли, сегодняшним, относятся эти слова?
Надежда СЕМЕНОВА
Командировка по письму
Укрощение строптивой
Выпускной вечер в Абрамовской школе в этом году ничем не отличался от предыдущих. Нарядные выпускники, взволнованные учителя, цветы, восторги, непрошеные слезы…
От имени родителей хорошую, прочувствованную речь произнесла Лариса Ивановна Мамедова. Отметила, что добрее и справедливее Веры Николаевны Андреевой, завуча и учителя литературы, нет, что обожают все дети классного руководителя Наталью Ивановну Лазареву. Не обошла вниманием учительницу биологии и химии Ольгу Алексеевну Иванову. Учителя стояли с охапками цветов и счастливо улыбались.
Через несколько дней в редакцию “Учительской газеты”, в Боровский районный отдел образования поступили письма одинакового содержания. “Мы, выпускники Абрамовской школы, просим за тех, кому еще здесь учиться. Спасите их от издевательств, несправедливости, открытой ненависти со стороны преподавателя химии и биологии Ольги Алексеевны Ивановой. Терпели все эти годы, потому что знали: скажи что-нибудь против – житья не будет, и никто не поможет. На каждый урок химии, биологии идем взвинченные, испуганные. Потому что каждый урок – это издевательство, ехидство, беспредел. Примите меры, чтобы таких педагогов, как Иванова, не было в школе”. Под письмом одиннадцать разборчивых подписей. Почти половина класса. К детям присоединились родители. Среди них и Мамедова Лариса Ивановна, та самая, что выступала на выпускном вечере с проникновенной речью.
Учителя школы уверяли меня, что ничего не знали о готовящемся письме. Оно обрушилось, как снег на голову. Думаю, что слукавили немного, все равно слухи не могли не просочиться. Дети учителей учатся в школе и даже в этом классе. А письмо, оказывается, было готово уже в день первого экзамена, только отправили его после выпускного вечера. Выжидали…
Довелось мне выслушать Ларису Ивановну Мамедову. Она постоянно твердила, что во всем полагалась на мнение дочери и ее подруг, мол, доверяет ребятам полностью и потому поддержала их. Вопрос о выступлении на выпускном поверг Мамедову в изумление: “Не заведено ведь о педагогах говорить плохо”.
Но чем же так страшна Ольга Алексеевна Иванова, выпускница МГУ, имеющая тринадцатый квалификационный разряд? Четверку у нее по химии, биологии заработать не так-то просто. В письме ребята ссылаются на трудности, мол, на автобусе надо добираться в библиотеку, брать дополнительную литературу, чтобы подготовиться к химии. Книги потом назад приходится везти. Да еще в школе с отоплением авария была, не учились долго. А у Ольги Алексеевны никаких поблажек, никакого понимания. Сама живет в соседнем селе, ездит на автобусе, а тащит в школу тяжелую сумку с книгами из домашней библиотеки. После уроков на факультатив приглашает ребят. Кому это надо, над формулами корпеть?
Оказывается, надо. Ученики Ивановой стали занимать призовые места на олимпиадах по химии, биологии в районе и в области. Выпускница этого года Таня Мамонтова, получив золотую медаль, поступила в химико-технологический университет.
Думаю, что требовательность педагога, ее бескомпромиссность да еще и успехи учеников вызывали у кого-то отнюдь не восхищение. Уж больно высокую планку ставит для ребят Ольга Алексеевна. Конечно, можно ее винить в том, что не сумела расположить к себе каких-то ребят. Своей строгостью и принципиальностью отдалила от себя.
Вовсе не случайно появилось это письмо. Разгадку подсказал учитель географии Замир Ибадулаевич Ибрагимов: “Ольга Алексеевна – личность самостоятельная и самобытная. Я даже могу отступиться, когда завуч или классный руководитель просит, чтобы не портил аттестат ученику. А Ольга Алексеевна стоит на своем, не поддается на уговоры”.
Все понятно. За принципиальность всегда приходится расплачиваться. Проще закрыть глаза, не обострять отношения, пожалеть детей. Спрашиваю Ольгу Алексеевну: “А вы-то что думаете по поводу письма?” Она поднимает на меня глаза: “Жаль, что несовершенна наша система оценок. Все тройки такие разные. Одна ближе к четверке, а другая еле от двойки отошла. Вот и обижаются ребята”. Я смотрела на хрупкую, маленькую женщину, и в голове крутился предательский вопрос: “А стоят ли тройки того, чтобы вот так мучиться сейчас и переживать? Поставь Ольга Алексеевна “четыре” тем, кому надо, глядишь, и письма бы не было?”
Мы так привыкли приспосабливаться к обстоятельствам, что забыли, какие мы есть. Все ловчим, подстраиваемся, а по утрам себя в зеркало не узнаем. Не привыкли лицо свое без маски видеть.
Кстати, из тех одиннадцати недовольных Ольгой Алексеевной Ивановой выпускников две девочки поступили в педагогический. Интересно бы встретиться с ними потом в школе. Какими они будут учителями?
Надежда ТУМОВА
с.Абрамово,
Калужская область
Комментарии