Оплата труда
– Может ли у учителя, имеющего среднее образование и стаж педагогической работы 18 лет, повышаться разряд оплаты труда, без учета образования?
В.ИВАЩЕНКО
д. Рождественка,
Оконешниковский район,
Омская область
– В соответствии с действующим законодательством требованиями к квалификации учителя предусмотрено наличие среднего профессионального или высшего профессионального образования.
Приложением N 1 к приказу Минобразования России и Госкомвуза России от 14.12.1995 г. N 622/1646 (п. 2.5) предоставляется возможность в порядке исключения устанавливать разряды оплаты труда, предусмотренные для лиц, имеющих требуемый стаж или образование, работникам, обладающим достаточным практическим опытом и выполняющим в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, но не имеющим образования или стажа работы, соответствующих требованиям ТКХ.
– В школе-интернате работают врачи и медсестры. Полагаются ли им надбавки за стаж непрерывной работы, предусмотренные медицинским работникам поликлиник и больниц? Могут ли устанавливаться надбавки за стаж непрерывной работы другим работникам образовательных учреждений? Как осуществляются повышение квалификации и аттестация медицинских работников образовательных учреждений?
Н.КАРТАШОВА
Рыльский район,
Курская область
– Действующим законодательством в централизованном порядке надбавки за стаж непрерывной работы установлены медицинским работникам только в учреждениях здравоохранения и социальной защиты. На медицинских работников образовательных учреждений этот порядок, к сожалению, не распространяется. Не предусмотрено установление надбавок за стаж непрерывной работы и другим работникам образовательных учреждений.
Неоднократно этот вопрос ставился перед федеральными органами государственной власти, но до настоящего времени положительного решения так и не принято.
Вместе с тем известно, что по требованию территориальных организаций Профсоюза работников народного образования и науки РФ решения об установлении надбавок медицинским работникам образовательных учреждений принимаются непосредственно органами государственной власти субъекта РФ или даже местного самоуправления и закрепляются в отраслевых и территориальных соглашениях, заключаемых между администрацией района, города, области (края), республики и соответствующей территориальной профсоюзной организацией в установленном порядке. Поскольку эти соглашения являются правовыми актами, то они обязательны для выполнения сторонами, и работники вправе защищать эти дополнительные льготы в судебном порядке.
Кроме того, решения об установлении надбавок медработникам образовательного учреждения применительно к порядку, действующему в учреждениях здравоохранения, принимаются в пределах выделенных ассигнований и средств от внебюджетной деятельности и самими образовательными учреждениями. Решения об этих выплатах закрепляются в коллективных договорах, заключаемых между работниками учреждения в лице их представителей (профсоюзной организации) и администрацией образовательного учреждения.
Повышение квалификации медицинских работников образовательных учреждений и аттестация на присвоение квалификационных категорий, дающих право на более высокие разряды оплаты труда по ЕТС, осуществляются органами здравоохранения на основании договоров, заключаемых с органами управления образованием.
– Я принята на работу секретарем-делопроизводителем в школу для детей-сирот. Оплата труда производится по 3-му разряду ЕТС. Прошу объяснить, зависит ли разряд от стажа работы или во всех школах установлен 3-й разряд для секретарей и делопроизводителей.
Школа-интернат
Ярцево,
Смоленская область
– Разряды оплаты труда по должностям служащих устанавливаются в соответствии с постановлением Министерства труда РФ от 10.11.1992 г. N 30.
Указанным правовым нормативным актом предусмотрена оплата труда по должности секретаря только по 3-му разряду ЕТС. Требованиями к квалификации по разрядам оплаты являются наличие общего среднего образования и индивидуальное обучение не менее 3 месяцев.
Педагогический стаж
– В 1989-91 гг. служил в армии. Учителем работаю с 1995 года. Имею высшее образование. Включаются ли в педагогический стаж при тарификации годы службы в Вооруженных Силах? Входит ли работа на неполную учебную ставку в педагогический стаж при начислении пенсии за выслугу лет?
Е.КАРАБАТОВ
с. Ногуши,
Белокатайский район,
Башкортостан
– В соответствии с п.3 ст.10 Федерального закона РФ “О статусе военнослужащих” от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности (например, педагогический) из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву – один день военной службы за два дня работы. В законе не названо никаких ограничений для зачета времени военной службы в стаж по специальности.
На сегодняшний момент действует и Приложение 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, в соответствии с которым время службы в Вооруженных Силах засчитывается в педагогический стаж при условии, что этому периоду непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала педагогическая деятельность.
Закон РФ “О статусе военнослужащих” прямого действия и применяется без каких-либо условий и ограничений, поэтому все другие подзаконные акты должны быть приведены в соответствие с Законом о статусе военнослужащих. Таким образом, время службы в армии должно засчитываться в педагогический стаж, независимо от того, когда вы приступили к непосредственной педагогической деятельности.
К сожалению, вы не указали, в какой школе работаете, в сельской или городской. Постановлением Правительства РФ от 01.02.2001 года N 79 “О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г.
N 1067″ внесены изменения в правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет. Ранее работа в должностях и учреждениях, перечисленных в Списке, засчитывалась в выслугу при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. Без учета объема педагогической нагрузки засчитывалась лишь работа учителем начальных классов. По новым правилам и время работы учителем в школе, расположенной в сельской местности, засчитывается в выслугу независимо от объема выполняемой учебной нагрузки. Однако если общеобразовательные сельские школы не имеют статуса юридического лица, то учителя, работающие в них, не смогут воспользоваться своим правом на пенсию за выслугу лет, так как органы социальной защиты населения из-за отсутствия у образовательного учреждения статуса юридического лица отказывают в назначении этой пенсии.
Компенсация
– От имени педагогов нашего Богом забытого г. Зверево прошу дать разъяснение. В каком размере выплачивается денежная компенсация на методическую литературу в связи с тем, что с 1 января 2001 года минимальный размер оплаты труда равняется 200 рублям (нам платят 100 рублей)? Неужели нас, нищих бюджетников, обманывают местные “царьки”.
Л.ЕЛАГИНА
Зверево,
Ростовская область
– В соответствии с Федеральным законом РФ “О минимальном размере оплаты труда” от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2000 г. составляет 132 рубля в месяц, с 1 января 2001 г. он будет составлять 200 рублей, а с 1 июля 2001 г. – 300 рублей.
Однако начиная с 1 июля 2000 г. минимальный размер оплаты труда, согласно вышеуказанному закону, применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей.
Стипендии, пособия, денежная компенсация на книгоиздательскую продукцию и другие обязательные социальные выплаты, размеры которых ранее устанавливались в зависимости от размера МРОТ, в настоящее время от него освобождены и рассчитываются: с 1 июля 2000 г. исходя из 83 руб. 49 коп., а с 1 января 2001 г. – из 100 рублей.
Аттестация
– Если педагогический работник не согласен с решением аттестационной комиссии, как он может обжаловать это решение? Может ли вышестоящая аттестационная комиссия отменить решение нижестоящей аттестационной комиссии?
Т.ЧУЖИНОВА
Белгородская область
– В соответствии с п. 4.3 Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования РФ от 26.06.2000 г. N 1908, трудовые споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам (КТС), судах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Следует иметь в виду, что обжалованию подлежат только вопросы, связанные с процедурой прохождения аттестации (например, отказ в приеме заявления, сроки прохождения аттестации, состав и полномочность аттестационных комиссий и экспертных групп, порядок голосования при принятии решения аттестационной комиссией и др.). Сама оценка соответствия уровня профессиональной компетентности работника требованиям к квалификации при присвоении ему квалификационной категории обжалованию не подлежит.
Административный порядок рассмотрения споров по вопросам аттестации Положением об аттестации не предусмотрен, поэтому вышестоящая аттестационная комиссия или орган управления образованием не могут отменить решение нижестоящей аттестационной комиссии.
– Могут ли органы управления образованием принимать дополнительные нормативно-правовые акты о порядке аттестации с учетом специфики региона, отрасли, как это было раньше (территориальные и ведомственные положения)?
М.БОШАКОВ
Псковская область
– Пункт 1.8. Положения об аттестации не допускает установления федеральными ведомственными органами управления образованием, органами управления субъектов Российской Федерации, местными (муниципальными) органами управления образованием, образовательными учреждениями иного порядка проведения аттестации, кроме установленного самим Положением. Поэтому органы управления образованием не могут принимать дополнительные нормативно-правовые акты о порядке аттестации.
В соответствии со ст. 28 Закона РФ “Об образовании” установление порядка аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений отнесено к компетенции Российской Федерации, которая реализуется Министерством образования Российской Федерации (пп. 44 п. 5 Положения о Министерстве образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 258).
Комментарии