Трудовые отношения
– Заместитель директора по административно-хозяйственной работе нашей школы работает с уровнем образования 7 классов школы, и это не позволяет грамотно вести документацию. На каком основании возможно уволить такого работника?
Г.ХМЕЛЕВСКИХ
Нижегородская область
– Тарифно-квалификационной характеристикой по должности заместителя директора общеобразовательного учреждения, в том числе по административно-хозяйственной работе, предъявляются требования о наличии у него квалификационной категории не ниже первой, которая присваивается по результатам аттестации, указанные работники после 1 сентября 2000 года подлежат обязательной аттестации на первую квалификационную категорию по представлению руководителя образовательного учреждения.
Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Министерства образования России от 26.06.2000 г. N 1908 (зарегистрировано в Минюсте России 24.07.2000 г., регистрационный N 2322), является основанием для обязательной аттестации.
Представление должно содержать всестороннюю оценку соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности. В нем указываются его возможности управления данным образовательным учреждением, структурным подразделением, опыт работы, знания основ управленческой деятельности.
При этом аттестуемый должен быть ознакомлен с указанным представлением не позднее чем за две недели до аттестации, срок проведения которой определяется соответствующим органом управления образованием.
В случае признания руководящего работника не соответствующим первой квалификационной категории он может быть переведен с его согласия на другую работу (должность) или трудовые отношения с ним могут быть прекращены в соответствии с трудовым законодательством (п.2 статьи 33 КЗоТ РФ – в связи с обнаружившимся несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы).
Оплата труда
– Так сложилась ситуация, что мне придется преподавать на условиях почасовой оплаты труда. Хотелось бы подробнее узнать, каким образом рассчитывается размер оплаты труда за один час работы на таких условиях в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. Есть ли отличия?
Е.САБУРОВА
Вологда
– В соответствии с письмом Министерства образования России от 29.12.95 г. N 87-М “О почасовой оплате труда в образовательных учреждениях” почасовая оплата труда применяется при оплате:
– за часы, данные в порядке замещения временно отсутствующих работников продолжительностью не свыше двух месяцев;
– за часы педагогической работы с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении;
– при оплате за педагогическую работу специалистов предприятий, учреждений и организаций (в т.ч. из числа работников органов управления образованием, методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения.
Рекомендациями о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений, предусмотренными письмом Министерства образования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.2001 N 20-58-196/20-5/7, предусматриваются и следующие случаи почасовой оплаты:
– при оплате за часы преподавательской работы в объеме 240 часов в другом образовательном учреждении (в одном или нескольких) сверх учебной нагрузки, установленной в соответствии с п. 4.1 при тарификации (месячная заработная плата педагогических работников образовательных учреждений определяется путем умножения ставки заработной платы на их фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической работы в неделю).
– при оплате за часы преподавательской работы в том же учреждении среднего профессионального образования работникам в объеме 240 часов в случае, если они выполняются сверх предельной учебной нагрузки.
Размер оплаты труда за один час определяется путем деления месячной ставки зарплаты данного работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов. Среднемесячное количество рабочих часов составляет: при 40-часовой рабочей неделе – 167,4 часа, при 36-часовой рабочей неделе – 151,2 часа, при 30-часовой рабочей неделе – 126 часов, при 24-часовой рабочей неделе – 100,8 часа. Если замещение отсутствующего работника осуществляется свыше двух месяцев, оплата труда работника со дня начала замещения за все часы педагогической работы производится на общих основаниях с соответствующим увеличением их недельной нагрузки (объема педагогической работы).
В учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования оплата труда на условиях почасовой оплаты труда производится за часы, данные сверх установленной годовой нагрузки преподавателя, и за часы, отработанные при замещении временно отсутствующего работника. Размер оплаты труда за один час определяется путем деления месячной ставки заработной платы на 72 (среднемесячное количество часов). Оплата будет производиться только после выполнения работником всей учебной нагрузки помесячно или в конце учебного года. Если замещение отсутствующего работника осуществлялось свыше двух месяцев, производится перерасчет месячной зарплаты, исходя из уточненного годового объема учебной работы.
Руководители образовательных учреждений в пределах имеющихся средств, если это целесообразно и не ущемляет интересов основных работников данного учреждения, могут привлекать для проведения учебных занятий с обучающимися (воспитанниками) высококвалифицированных специалистов с применением условий и коэффициентов ставок почасовой оплаты труда, утвержденных Минтрудом России.
Эти коэффициенты могут применяться, например, при оплате труда высококвалифицированных специалистов, привлекаемых на непродолжительный срок для проведения отдельных занятий, курсов, лекций и т.д.
– Если учитель физической культуры не имеет в сельской школе полного объема учебной нагрузки, обязан ли он вести бесплатно спортивные секции (кружки) и проводить различные спортивные мероприятия, а также внеклассные и внешкольные физкультурные мероприятия с тем, чтобы ему выплачивали заработную плату за одну ставку?
Р.МУРОМОВ
Архангельская область
– В соответствии с п. 98 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16.05. N 94 и Рекомендациями о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений, рекомендованными письмом Министерства образования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.2001 N 20-58-196/20-5/7, в сельских девятилетних школах, в которых учителю по физкультуре не обеспечивается полный объем учебной нагрузки из-за недостаточного количества часов по этому предмету, оплата труда производится как за норму часов при условии возложения на него бесплатно обязанностей по организации внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся (т.е. проведение физкультурных и спортивных мероприятий различного уровня), проверке письменных работ, классному руководству.
За проведение учителем физкультуры занятий в спортивных кружках (секциях) ему производится дополнительная оплата по ставкам, предусмотренным для педагогов дополнительного образования.
Пенсия
– Студентка вуза получает пенсию по потере кормильца. В данный момент ей предстоит академический отпуск (в связи с уходом в декрет). Будут ли продолжаться выплаты пенсии на время пребывания в академическом отпуске?
О.ГРЕБЕНЮК
Московская область
– В соответствии со статьей 51 Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 (с последующими изменениями и дополнениями), учащиеся в возрасте 18 лет и старше имеют право на пенсию по случаю потери кормильца до окончания профессионального обучения в очных учебных заведениях, но не более чем до 23 лет.
Учащимся очных учебных заведений, находящимся в академических отпусках, выплата назначенной пенсии по случаю потери кормильца производится, поскольку на время академического отпуска за ними сохраняется статус учащихся и Законом РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации” не установлено ограничений в части выплаты пенсий по случаю потери кормильца в связи с нахождением в академическом отпуске. Причем возраст, по достижении которого выплата данной пенсии прекращается, определяется в зависимости от того, каким законодательным актом установлена пенсия по случаю потери кормильца. Например, Закон РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” предусматривает выплату пенсии по случаю потери кормильца учащимся детям до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не более чем до достижения ими возраста 25 лет.
Семья и школа
– Ребенок (10 лет) в школе получил открытую травму черепа, сотрясение головного мозга. Кто и каким образом должен нести ответственность (уголовную, административную и т.д.)? Кто должен возмещать материальный ущерб и моральный вред?
Н.ФЕДИНА
Почеп,
Брянская область
– Применение того или иного вида ответственности в данном случае зависит от обстоятельств, при которых ребенком была получена травма, и от того, кто являлся причинителем вреда.
Закон РФ “Об образовании” устанавливает общее правило о том, что ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса несет образовательное учреждение, ответственность может быть применена к руководителю учебного заведения или лицу, проводящему мероприятие (пп.3 п.3 ст.32).
В случае причинения травмы ребенку другим учеником ответственность наступает по нормам Гражданского кодекса РФ о причинении вреда несовершеннолетним.
О несчастном случае в соответствии с приказом Гособразования СССР от 1 октября 1990 г. N 639 администрация учебного заведения должна составить акт установленной формы и выдать его пострадавшему (его родителям и т.д.) не позднее трех дней после окончания расследования по факту произошедшего несчастного случая. Отказ в составлении и выдаче акта может быть обжалован в вышестоящие органы управления образованием.
Комментарии