Оплата труда
– Как в настоящий момент производится повышение разряда при оплате труда педагогических работников, имеющих почетные звания (например, “Заслуженный учитель”).
В соответствии с приказами Минобразования России и Госкомвуза России от 31августа 1995 г. N 463/1268 и от 14 декабря 1995 г. N 622/1646 педагогам, имеющим звания, разряд повышался. Данные приказы отменены. Как быть или снова уравнительная система?
В.КОЖЕМЯКИН
пос. Ургал,
Верхнебуреинский район,
Хабаровский край
– Действительно, упомянутые вами приказы Минобразования России и Госкомвуза России признаны утратившими силу в связи с тем, что в свое время они не прошли регистрацию в Минюсте России в установленном законом порядке.
В соответствии с Отраслевым тарифным соглашением по учреждениям образования Российской Федерации на 1998 – 2000 годы Минобразования России и профсоюзом совместно разработан проект Инструкции (Положения) о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений, который определяет особенности исчисления заработной платы работников отдельных образовательных учреждений и основывается на сохраняющих силу положениях Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Минпроса СССР от 16.05.85 N 94 (с изменениями и дополнениями), Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников профессионально – технических учебных заведений, утвержденной Госпрофобром СССР 31.12.76 (с изменениями и дополнениями), Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников средних специальных учебных заведений, утвержденной Приказом Минвуза СССР от 27.08.87 N 605. Однако принятие данного документа как нормативного правового акта требует его согласования и государственной регистрации в установленном порядке.
Учитывая, что применение на практике вышеуказанных инструкций значительно затруднено тем, что они сохраняют свое действие только в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, впредь до утверждения ведомственного нормативного правового акта по данному вопросу Министерство РФ предлагает образовательным учреждениям, органам управления образовательными учреждениями, территориальным организациям профсоюза, руководствуясь указанными инструкциями, также использовать в практической работе совместно разработанные Рекомендации о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений.
Указанные Рекомендации изложены в совместном письме Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки России от 16.01.2001 г. N 20-58-196/20-5/7.
В частности, пунктом 6.4 данных Рекомендаций предусмотрено, что оплата труда отдельных категорий работников может осуществляться по более высоким разрядам, чем это предусмотрено тарифно – квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования. Новый разряд работнику при этом не устанавливается, а при оплате труда применяется тарифный коэффициент ЕТС, соответствующий более высокому разряду.
Оплата труда на два разряда выше осуществляется:
– работникам, имеющим ученую степень доктора наук по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин).
Оплата труда на один разряд выше осуществляется:
– работникам, имеющим ученую степень кандидата наук по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин);
– руководящим работникам и специалистам образовательных учреждений, имеющим почетные звания “Народный учитель”, “Заслуженный учитель” и “Заслуженный преподаватель” СССР, Российской Федерации и союзных республик, входивших в состав СССР;
– руководящим работникам образовательных учреждений, имеющим другие почетные звания: “Заслуженный мастер профтехобразования”, “Заслуженный работник физической культуры”, “Заслуженный работник культуры”, “Заслуженный врач”, “Заслуженный юрист” и другие почетные звания СССР, Российской Федерации и союзных республик, входивших в состав СССР, установленные для работников различных отраслей, названия которых начинаются со слов “Народный”, “Заслуженный”, при условии соответствия почетного звания профилю учреждения, а педагогических работников образовательных учреждений – при соответствии почетного звания профилю педагогической деятельности или преподаваемых дисциплин.
Пенсии
– С 1985 по 1995 г. я работала учителем в русской школе в Латвии. В пенсионном отделе нашего города мне отказываются засчитывать в стаж для пенсии за выслугу лет время работы учителем с 1991 по 1995 год. Правы ли они?
Л.НОВОСЕЛОВА
г. Озеры,
Московская область
– В соответствии со ст.98 Закона РФ “О государственных пенсиях в РФ”, в случае, когда иностранным гражданам либо лицам без гражданства и их семьям для назначения пенсии требуется определенный общий трудовой стаж, работа за границей включается в такой стаж, если не менее двух третей его приходится на работу в СССР, если иное не предусмотрено договором.
Действие постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067 “Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей”, на основании которого исчисляется стаж для назначения пенсии за выслугу лет, распространяется только на российские образовательные учреждения.
В 1991 году Латвия получила независимость, став суверенным государством. Поэтому время работы в период с 1991 по 1995 год в образовательном учреждении Латвии не может учитываться как работа в российском учреждении образования.
При этом названным постановлением установлено, что работа, осуществлявшаяся в предусмотренных Списком должностях и учреждениях РФ за границей, засчитывается в выслугу на общих основаниях.
Поэтому, если школа, которую вы называете в своем письме русской, являлась учреждением Российской Федерации, то время такой работы должно засчитываться в стаж для пенсии за выслугу лет на общих основаниях.
Штаты
– В течение нескольких лет я работала в небольшой сельской школе библиотекарем. Я получала полный должностной оклад. Новый директор в новом учебном году установил в штатном расписании не полную единицу должности библиотекаря, а только 0,5 ставки. Имел ли право директор школы вносить такое изменение в штатное расписание?
Л.МЫСКИНА
Борисоглебский район,
Воронежская область
– На основании ст. 32 Закона Российской Федерации “Об образовании” утверждение штатного расписания в пределах средств, выделяемых на оплату труда, является компетенцией образовательного учреждения. В связи с этим директор при наличии производственной необходимости может вносить изменения в штатное расписание школы. При этом работник должен быть поставлен в известность об изменении условий оплаты труда за два месяца в соответствии с действующим трудовым законодательством.
Трудовые отношения
– До поступления в педагогический институт я два года работала по срочным трудовым договорам в школе в качестве старшей вожатой. Каждый год заключался отдельный трудовой договор. Потом я поступила в институт, а после окончания института приступила к педагогической работе в школе на постоянной основе. Включается ли время работы на педагогических должностях в школе на условиях срочного трудового договора в педагогический стаж? Не будет ли он считаться прерванным?
Н.ЛОВЯГИНА
Бологое,
Тверская область
– Время работы на педагогических должностях в школе засчитывается в педагогический стаж, независимо от того, какой трудовой договор был заключен с работником (срочный или бессрочный). Заключение срочного трудового договора не прерывает стажа работы. Время обучения в высшем учебном заведении засчитывается в педагогический стаж при определении разряда по оплате труда в связи с тем, что этому периоду непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала педагогическая деятельность (письмо Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки России от 16.01.2001 г. N 20-58-196/20-5/7).
– Имеет ли право районный или областной орган управления принуждать директора школы объединять классы-комплекты в среднем звене (например, 6-й класс с 7-м)?
М.КОПЫТОВА
Устьянский район,
Архангельская область
– Нет, не имеет. В соответствии со ст.20 Закона РФ “О социальном развитии села” от 21.12.90 г. N 438-1 (в ред.28.04.93 г.) общеобразовательные школы всех типов, включая малокомплектные, открываются по решению местных советов народных депутатов, исходя из потребности населения, без ограничения численности учащихся. Обучение учащихся разных лет начальных классов сельских малокомплектных школ производится раздельно. Программы и методы обучения в сельской школе учитывают особенности аграрного труда и образа жизни на селе.
Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. N 196, и Федеральным законом РФ “Об образовании” от 12 07.1995 г., предусмотрено, что органы управления образованием не вправе изменять учебный план и учебный график образовательного учреждения после их утверждения. Комплектование классов происходит исходя из потребностей. А значит, закрытие малокомплектной школы, а также решение вопроса об объединении классов-комплектов в среднем звене может осуществляться только по решению схода граждан, проживающих в населенных пунктах, дети из которых обучаются или могут обучаться в данной школе.
Вузы
– Можно ли в государственные вузы принимать аттестаты из частных школ?
Е.СИДОРКИНА
Москва
– Документы государственного образца выдаются аккредитованными обшеобразовательными учреждениями, т.е. если негосударственное образовательное учреждение имеет аккредитацию, то оно выдает документ государственного образца, и такой документ вузом принимается. Соответственно неаккредитованные негосударственные общеобразовательные учреждения выдают документы об образовании своего образца, и такие документы не могут быть приняты государственным высшим учебным заведением.
Комментарии