Рубрику ведет Татьяна ПОГОРЕЛОВА
Финансы
– Распространяются ли налоговые льготы на образовательные учреждения, функционирующие на условиях самофинансирования?
Г.СМОЛИН
Екатеринбург
– Право функционировать на условиях самофинансирования по договору со своим учредителем предоставлено государственному или муниципальному образовательному учреждению действующим законодательством в п.1 ст.41 Закона РФ “Об образовании”. Решение вопроса о праве на налоговые льготы, предусмотренные Законом РФ “Об образовании”, зависит от организационно-правовой формы образовательной организации.
Несмотря на то, что Департамент налоговой политики Министерства финансов РФ письмом 19.05.2000 N 04-03-11 дал разъяснение, что единственным основанием для использования налоговых льгот, предусмотренных для образовательных организаций, является наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности, судебная практика установила, что основанием для получения налоговых льгот образовательной организации является наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности (п.6 ст. 33 Закона РФ “Об образовании) и статус некоммерческой организации (согласно ст. 11 Закона РФ “Об образовании”).
Это положение было закреплено позже и во второй части Налогового кодекса РФ в абз. 1 пп.14 п. 1 ст. 149 НК РФ.
Учебная нагрузка
– Сколько раз в год утверждается объем учебной нагрузки учителям общеобразовательных школ, в т.ч. вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ (классов) с очно-заочной формой обучения? Может ли в течение учебного года сокращаться учебная нагрузка учителей?
Н.СТВОРКИНА
Спасский район,
Приморский край
– Письмом Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.2001 N 20-58-196/20-5/7 предусмотрено, что Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденная приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.85 N 94 (с изменениями и дополнениями) сохраняет силу и будет действовать вплоть до принятия единого документа об оплате труда педагогических работников, сответствующего сложившейся практики. В соответствии с п.86 указанной Инструкции учебная нагрузка учителей утверждается при тарификации, проводимой:
– в вечерних (сменных) средних общеобразовательных школах (классах) с очно-заочной формой обучения – дважды в год к началу первого и началу второго учебных полугодий;
– в остальных общеобразовательных учреждениях – один раз в год раздельно по полугодиям.
В соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196, уменьшение учебной нагрузки, установленной в текущем учебном году (как, впрочем, и на слудующий учебный год), может иметь место лишь по двум основаниям: при сокращении количества классов и уменьшении количества часов по учебным планам и программам. В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка педагогических работников может быть разной в первом и втором учебных полугодиях.
В случае если по указанным причинам уменьшается нагрузка учителей в течение учебного года, то это рассматривается как изменение существенных условий труда при продолжении работы по той же специальности, квалификации или должности. Об указанном изменении работник должен быть поставлен в известность не позднее чем за два месяца.
По истечении двух месяцев в соответствии с п.99 указанной выше Инструкции и п. 2.7 Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений учителям, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с нагрузкой, установленной им при тарификации до конца учебного года, выплачивается:
– заработная плата за фактически оставшееся число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;
– заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка стала ниже установленной нормы за ставку и если этих учителей невозможно догрузить другой учебной работой в данной местности;
– заработная плата в прежнем размере, если при тарификации учебная нагрузка была установлена ниже нормы за ставку.
В случаях, когда учебная нагрузка во втором полугодии уменьшается в соответствии с учебным планом, что должно заранее предусматриваться при тарификации, эти пункты Инструкции и Рекомендаций не применяются.
Исходя из установленных законодательством вышеназванных гарантий, до конца учебного года учитель не может быть сокращен, поскольку в нем гарантируется учителям выплата заработной платы за этот период.
Если прежняя учебная нагрузка не может быть сохранена, а работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, то трудовой договор (контракт) может быть прекращен по п.6 ст. 29 КЗоТ РФ (ч.3, 4 ст. 25 КЗоТ РФ).
Штаты
– Я работаю учителем обслуживающего труда, имею среднее профессиональное образование, стаж педагогической работы 8 лет. Окончила индустриально-педагогический лицей (повышенный уровень) по специальности “Мастер производственного обучения” и поступила на заочное отделение факультета социальной работы и психологии Поморского государственного университета. В связи с введением в нашей школе новой штатной единицы социального педагога, я хотела бы перейти на эту должность. Директор не возражает, но работники РОО утверждают, что на должность социального педагога может быть назначен только учитель с высшим образованием.
Т.ДЕРИШ
Вельск,
Архангельская область
– В данном случае работники РОО не правы. Требованиями к квалификации по должности социального педагога предусмотрено наличие либо среднего профессионального образования, либо высшего профессионального образования. Причем специальных требований к профилю полученной специальности по образованию в тарифно-квалификационных характеристиках не содержится, т.е. не имеет значения, какое конкретно образование получено.
Специальные требования к профилю полученной специальности по образованию предъявляются по должностям концертмейстера, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, логопеда.
Уровень профессионального образования влияет только на разряд оплаты труда. Так, например, социальному педагогу, имеющему высшее образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет, оплата труда производится по 9-му разряду ЕТС. Социальному педагогу, имеющему среднее профессиональное образование и вышеназванный стаж, оплата труда производится по 8-му разряду ЕТС.
Таким образом, наличие у вас среднего профессионального образования дает вам право работать в должности социального педагога, а то обстоятельство, что вы продолжаете обучение заочно по предполагаемой специальности, является вашим преимуществом.
Оплата труда
– Почему логопеду коррекционной школы-интерната для детей-сирот VIII вида не платят 20% как логопеду (как полагается по закону)? Сколько процентов надбавки должен получать логопед, работая в коррекционной школе-интернате для сирот?
Г.ДУБРОВСКАЯ
Слободской,
Кировская область
– Скорее всего оплата вашего труда производится правомерно. В вашем случае вы имеете право на повышение ставки заработной платы по трем основаниям:
1) За работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (отделениях, классах, группах) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в том числе с задержкой психического развития) повышение производится на 15 – 20%.
2) За работу в общеобразовательных школах-интернатах повышение производится на 15%.
3) Специалистам психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий, логопедических пунктов повышение производится на 20%.
Но существует одно обстоятельство, которое и дает вам повод сомневаться в правомерности выплаты заработной платы. В случаях, когда работникам предусмотрено повышение ставок (окладов) по двум и более основаниям (в процентах или в рублях), абсолютный размер каждого повышения, установленного в процентах, исчисляется из ставки (оклада) без учета повышения по другим основаниям. При этом первоначально оклады (ставки) повышаются на размеры их повышений в процентах, а затем на размеры повышений в абсолютных величинах. Т.е. повышение ставки заработной платы в вашем случае должно производиться только по одному основанию, что, судя по всему, происходит в вашем случае. Оплата труда повышается на 20% за работу в коррекционном образовательном учреждении.
– Иногда в образовательных учреждениях возникает ситуация, когда работник не может оставить свое рабочее место после окончания рабочей смены и вынужден продолжать работу сверхурочно. Как в таком случае производится оплата?
Г.МОРХИН
Алтайский край
– Статьей 54 КЗоТ РФ установлено, что сверхурочные работы, как правило, не допускаются. Сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего времени.
Администрация имеет право применять сверхурочные работы, но только в исключительных случаях, которые предусмотрены действующим законодательством и ст.55 КЗоТ РФ. Сверхурочные работы могут производиться лишь с разрешения соответствующего профсоюзного выборного органа учреждения.
Какие же ситуации можно отнести к понятию “исключительные случаи”? Ответ на этот вопрос дан в ст.55 КЗоТ РФ. Применительно к педагогическим работникам сверхурочные работы допускаются только в случаях продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях администрация обязана немедленно принять меры к замене сменщика другим работником. Пунктом 87 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения предусмотрено, что, если переработка рабочего времени воспитателями, помощниками воспитателей, младшими воспитателями осуществляется вследствие неявки сменяющего работника или родителей и выполняется за пределами рабочего времени, установленного графиками работы, оплата их труда производится в соответствии со ст.88 КЗоТ РФ как за сверхурочную работу.
Данный порядок применяется в случае, если работа сверх установленного рабочего времени выполнялась без перерыва с той же группой детей.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого рабочего или служащего четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а последующие часы – не менее чем в двойном размере. Компенсация сверхурочных работ отгулом не допускается (ст.88 КЗоТ РФ). Оплата сверхурочных работ производится в пределах установленного учреждению фонда заработной платы.
Работа учителя сверх учебной нагрузки, установленной за одну ставку заработной платы, не является сверхурочной, т.к. сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего времени. В бюджете же времени учителя трудно установить четкие, как у воспитателя, границы между рабочим и свободным временем, т.к. рабочее время учителя определяется выполнением учебной нагрузки по учебному расписанию, выполнением плана общешкольных мероприятий и должностных обязанностей, возлагаемых на него Законом РФ “Об образовании”, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, уставом учреждения, выполнением дополнительных обязанностей, за которые ему установлена дополнительная оплата, и, кроме того, рабочим временем учителя является и время, затраченное на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся.
По сложившейся практике принято считать, что часы, свободные для данного учителя от уроков по расписанию, от дежурств в школе, участия во внеурочных мероприятиях, предусмотренных планом школы или личным планом учителя, правилами внутреннего распорядка, уставом образовательного учреждения (родительские собрания, заседания педагогического совета и т.д.), учитель вправе использовать по своему усмотрению.
Учебная (педагогическая) нагрузка сверх (или менее) расчетной нормы за ставку при тарификации устанавливается с письменного согласия учителя.
Замена отсутствующего учителя по распоряжению администрации сверхурочной работой не является.
Некоторые примеры доплат:
– за работу в ночное время устанавливаются доплаты в размере не ниже 35% часовой ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время (в период с 10 часов вечера до 6 часов утра);
– в случае привлечения работника к работе в установленный ему графиком выходной день указанная работа компенсируется ему предоставлением другого дня отдыха или, по соглашению сторон, в денежной форме, но не менее чем в двойном размере;
– работа в праздничный день в случаях, предусмотренных законодательством, оплачивается не менее чем в двойном размере;
– работникам, труд которых оплачивается по часовым или дневным ставкам, – в размере не менее двойной часовой или дневной ставки;
– работникам, получающим месячный оклад, – в размере не менее одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа в праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.
По желанию работника, работавшего в праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха.
Работникам детских оздоровительно-образовательных лагерей за систематическую переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени производится доплата в размере 15% ставки заработной платы (должностного оклада).
Награды
– Недавно я награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ. Хочу проконсультироваться, в связи с этим какие преимущества теперь у меня появились?
М.ЗВЕРЕВА
Тульская область
– К сожалению, особенных изменений в оплате труда после присвоения вам Почетной грамоты Министерства образования РФ не произойдет.
В соответствии с п. 6.4 Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (письмо Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.2001 N 20-58-196/20-5/7) право на повышенную оплату труда установлено для работников, имеющих почетное звание “Народный учитель”, “Заслуженный учитель” и “Заслуженный преподаватель” СССР, Российской Федерации и союзных республик, входивших в состав СССР независимо от профиля педагогической деятельности и преподаваемых дисциплин, а также имеющих почетные степени докторов наук, кандидатов наук, почетные звания СССР, Российской Федерации и союзных республик, входящих в состав СССР, установленные для работников различных отраслей, название которых начинается со слов “Народный” или “Заслуженный”, соответствующие профилю педагогической деятельности и преподаваемых дисциплин. Работники, награжденные ведомственными знаками отличия, к которым и относится Почетная грамота Министерства образования РФ, права на повышенную оплату труда не имеют.
Но наличие Почетной грамоты Министерства образования РФ дает вам право при выходе на пенсию по старости или за выслугу лет на присвоение звания “Ветеран труда”. Наличие звания “Ветеран труда” за собой влечет целый круг льгот.
Комментарии